"Это секрет!"
К. Бальмонт
"Край Озириса. Египетские очерки"


У каждого народа есть своя древняя книга, которую он чтит или чтил, пока жил. У вавилонян были свои таблицы, где, между прочим, рассказана и история потопа, прежде чем она была занесена в Библию евреями, обманно приписывающими себе многие изобретения и измышления. У китайцев есть "Чи-кинг", "Книга Стихов", соединённый цветник китайских народных песен, собранных по почину императора Йя 5 000 лет тому назад. У майя - история мироздания, "Пополь-Ву". У парсов красноречивая поэма борьбы между Агурамаздою и Анграмайни, "Зенд-Авеста". У индусов "Ведийские гимны", где развивает свои огненные празднества "Братар Агни", индусский брат славянского Огня. У скандинавов "Эдда", где светлоликий Бальдер так же пленителен, как дух нильской долины, Озирис. Одна из основных этих книг старше, другая моложе, но, будучи собраны вместе, они - как собрание старцев, столь долго живших, что самый младший из них забыл, когда он в точности родился.
Мало кто знает, что самая древняя из людских книг это "Папирус Пта-Готепа", иначе "Папирус Присса", названный так по имени Присса, который подарил этот папирус Парижской Национальной Библиотеке и опубликовал его в 1847 году.
Достигнув почтенного возраста в 110 лет и величайших почестей, какие только были доступны для египтянина, Пта-Готеп, совершивший полный огляд жизни, и даже превысивший меру средних возможностей земного существования человека, томится, ибо не может более совершать работы, к которой привык. Он обращается с мольбой к Озирису. Он спрашивает Бога, может ли разумное существо быть осуждено на ничегонеделание, и Озирис повелевает Пта-Готепу закрепить в словах древнюю мудрость, создать Правильную Расстановку Благого Слова.

Расстановка правильная благого слова


1

Приближённый фараона Ассы, областной владыка Пта-Готеп сказал: "Бог двух крокодилов (Осирис), властитель мой, к старости приводит шествие возраста. Истощение крайнее, упадок на место свежести. Бременит каждый день утомление, зренье слабеет, глохнут уши, силы на убыли, без перерыва. Ещё не безжизнен, а молчишь, рот безгласен, более нет в нём слова. Сердце тупеет в стеснённости, не вспоминая вчерашнего. тело страдает всё целиком. Доброе злым становится, вкус ко всему исчезает. Делает старость старца жалким во всём. Нос запирается, больше не дышит, от истощения. Стоять ли, сидеть ли - тягость. Власть говорить - откуда мне взять? Как скажу я слова тех, что слышали советы дней давних? И советы богов - кто мне даст власть и силу сказать их? Восхоти, да пребудет так. Силу двойную мне дай, Бог, дважды могучий".
Величество этого бога сказало: "Поучай же в слове, что глаголено было издревле. Это им в заслуге научены дети великих. Всё, что делает душу в равновесии сущей, проникает того, кто слышит то слово, и что говорит оно, не ведёт к пресыщению".

2

читать дальше

@темы: Литература