К. Бальмонт
"Край Озириса. Египетские очерки"
У каждого народа есть своя древняя книга, которую он чтит или чтил, пока жил. У вавилонян были свои таблицы, где, между прочим, рассказана и история потопа, прежде чем она была занесена в Библию евреями, обманно приписывающими себе многие изобретения и измышления. У китайцев есть "Чи-кинг", "Книга Стихов", соединённый цветник китайских народных песен, собранных по почину императора Йя 5 000 лет тому назад. У майя - история мироздания, "Пополь-Ву". У парсов красноречивая поэма борьбы между Агурамаздою и Анграмайни, "Зенд-Авеста". У индусов "Ведийские гимны", где развивает свои огненные празднества "Братар Агни", индусский брат славянского Огня. У скандинавов "Эдда", где светлоликий Бальдер так же пленителен, как дух нильской долины, Озирис. Одна из основных этих книг старше, другая моложе, но, будучи собраны вместе, они - как собрание старцев, столь долго живших, что самый младший из них забыл, когда он в точности родился.
Мало кто знает, что самая древняя из людских книг это "Папирус Пта-Готепа", иначе "Папирус Присса", названный так по имени Присса, который подарил этот папирус Парижской Национальной Библиотеке и опубликовал его в 1847 году.
Достигнув почтенного возраста в 110 лет и величайших почестей, какие только были доступны для египтянина, Пта-Готеп, совершивший полный огляд жизни, и даже превысивший меру средних возможностей земного существования человека, томится, ибо не может более совершать работы, к которой привык. Он обращается с мольбой к Озирису. Он спрашивает Бога, может ли разумное существо быть осуждено на ничегонеделание, и Озирис повелевает Пта-Готепу закрепить в словах древнюю мудрость, создать Правильную Расстановку Благого Слова.
Расстановка правильная благого слова
1
Приближённый фараона Ассы, областной владыка Пта-Готеп сказал: "Бог двух крокодилов
(Осирис), властитель мой, к старости приводит шествие возраста. Истощение крайнее, упадок на место свежести. Бременит каждый день утомление, зренье слабеет, глохнут уши, силы на убыли, без перерыва. Ещё не безжизнен, а молчишь, рот безгласен, более нет в нём слова. Сердце тупеет в стеснённости, не вспоминая вчерашнего. тело страдает всё целиком. Доброе злым становится, вкус ко всему исчезает. Делает старость старца жалким во всём. Нос запирается, больше не дышит, от истощения. Стоять ли, сидеть ли - тягость. Власть говорить - откуда мне взять? Как скажу я слова тех, что слышали советы дней давних? И советы богов - кто мне даст власть и силу сказать их? Восхоти, да пребудет так. Силу двойную мне дай, Бог, дважды могучий".
Величество этого бога сказало: "Поучай же в слове, что глаголено было издревле. Это им в заслуге научены дети великих. Всё, что делает душу в равновесии сущей, проникает того, кто слышит то слово, и что говорит оно, не ведёт к пресыщению".
2
читать дальшеНачало в расстановке правильного благого слова, сказанного владыкой благородным, божественным отцом, у Бога возлюбленным, сыном царя, старшим в роде, областным повелителем, Пта-Готепом, дабы научить несведущих познанию исчислений благого слова. Приобретенье это для тех, кто его слушает, убыль для тех, кто прейти его хочет.
Сыну своему он сказал: "Не будь высокомерен и сердце своё не возноси над своим знанием. Держись с несведующим как со знающим: ибо не закрыт предел искусства, и не совершенен никакой художник в свершениях своих. Мудрость труднее найти, чем смарагд, ибо находят рабыни смарагд между каменьев простых".
3
Если ты встретишь спорщика в час его, раз выше тебя он в ловкости, опусти свои руки, не заносись против него. не отвращай от него свою душу лишь потому, что он не дал тебе осудить его за сужденье неправильное. Не яви себя неспособным остаться спокойным, когда противоречат тебе.
Если же встретишь спорщика в час его, с тобой соразмерного, будь тем, кто не движется. Преимущество ты перед ним имеешь - лишь соблюдая молчание, когда он в слове недобром. "Предпочтительней тот, кто сдержит себя," -скажут слышащие. И великим будешь ты признан.
4
Если ты встретишь спорщика в час его, не презирай его лишь потому, что ты не такой, как он. Не гневись на него, когда он недобр; прочь это. Сам с собой он сражается; не взывай же к нему, чтоб он льстил твоим чувствам. Не забавляйся тем, что пред тобою; низко это, мало, это есть души презренной. В миг, как готов будешь чувствам своим отдаться, победи это, как то, что отвергнуто великими.
5
Если дано тебе быть распорядителем, чтоб решать о великом числе людей, способа ищи совершеннейшего, да будешь ты сам в этом без упрёка. Велика справедливость есть, неизменна и удостоверенна; не затемнилась она от времени Озириса. Граница правосудия безпеременчива; это - поучение человека от отца его.
6
Не вселяй страх в людей, Бог победит тебя тем же.
Если кто хочет жить этим, отнимет он хлеб изо рта его. Если разбогатеть кто этим вознамерится, он скажет: "Сеть я закину и сетью богатства уловлю, отведя к себе". Да не поселяют страха в людях, такова воля Бога. Да дадут им жить в мире, и получать от них достодолжное.
7
Если ты - как один среди тех, кто за столом, у того, кто больше тебя, - бери то, что даёт он тебе, с глубоким поклоном. Глядя на то, что пред тобою; но не смотри на него пристально; не взглядывай часто; осуждения достоин тот, кто преступает правило это. Не говори ему больше, чем он спрашивает, ибо не знаешь, чем можно стать неугодным. говори, когда приглашает тебя он к этому, и слово твоё понравится.
8
Если из тех ты, кто вести несёт от великого к великому, согласуйся точно с тем, что тебе поручено. Остерегись изменять слова, говоря о том неприятном, что великий великому шлёт; кто уводит правду от пути её, чтобы только лишь то повторять, что приятно в словах человека, велик ли он, мал ли он, есть личность презренная.
9
Если ты земледелец, собирай свою жатву на поле, которое великий дал тебе Бог. Не насыщай у соседей свой рот. Кто, будучи сильным, даже среди сторожащих, берёт себе всё у ближних, как крокодил прожорливый, дети того суть предмет проклятия и ненависти. Но человек становится Богом, когда он начальник племени, что с доверием следует за ним.
10
Если ты умаляешь себя, служа высшему тебя, поведение твоё вполне благо перед Богом. Знаешь, зная, кому повинуешься, не возвышай же сердца своего против него.
11
Будь действенным, покуда длится день твой, делай больеш того, что сказано. Порицанья достоин тот, кто не пользуется мгновениями своими.
Не теряй ежедневного случая.
12
Если ты мудр, создай сына, угодного Богу. Делай ему всё то благо, которое можешь; это сын твой, существо, твои существом порождённое. Не отпускай своего сердца от него.
13
Если ты страж, стой или сиди, не отвлекаясь прогулкой. С первого мгновения предпиши себе: "Хоть бы скука возникла, не отходи".
14
Не наблюдай из дома твоего действие другого.
15
Линию твоего поведения являй без утайки.
16
Если дано тебе быть распорядителем, осуществляя планы по воле твоей, делай совершенное в свершениях, да вспомнит о тебе потомство.
17
Если третейским дано тебе быть судьёй, слушай истца. Не обрушься на него, - падёт он духом. Не говори ему: "Ты рассказал то-то". Мягкость ободрит его сделать то, зачем он пришёл. Чтоб сердце себя нарисовало, слушай его с добротой.
18
Если ты хочешь внушить уважение в доме, в который вступаешь, в доме ли начальника, друга ли, где ты входишь, остерегись приближаться к женщине. Не благо и не разумно это, и тысячи людей погибают из-за мгновения, сну подобного, а узнают лишь смерть, его узнав.
19
Если ты хочешь чтоб было благим твоё поведение, остерегись своенравия в приступах его. Это зловещий недуг, ведущий к разногласию; кто в это вступит, не живёт. Чума в том отцов, матерей, и братьев, и сестёр; мужа с супругой разводит; в этом источник всех зол. Когда человек основанием взял справедливость, иди по путям её и в ней избери свой дом, у своенравия дома нет.
20
Не будь трудного нрава для того, что слева и справа около тебя. Дурно это - заноситься перед соседями твоими и не уметь уже более управлять своими словами. Там, где лишь малая трудность, большое вырастет огорчение.
21
Если ты мудр, береги свой дом. Люби жену свою без примеси. Одевай, украшай её, это роскошь членов её. Умащай её во время твоё, это есть благо, которое должно быть достойно своего обладателя. Грубым не будь, не насильственным. Это есть то, что утверждает дом. Если ты оттолкнёшь её, пропасть это. Разними свои руки, пред ней, для рук её. Позови её, отметь перед ней любовь свою.
22
Хорошо обращайся со слугами своими и с теми, кто тебе надлежит. Если кто в этом прегрешает, о нём говорят: "Этот человек есть проклятый". Люди не знают, что завтра придёт.
23
Не повторяй излишек речи, не слышь его. Излияние жара это есть из души вскипевшей. Видя спорщика повторяющим, взгляни, не слыша, на землю. Не говори ничего на это. Сделай так, чтобы спорщик узнал, что есть справедливое, - он, который несправедливость зовёт.
24
Если в совете ты, молчи скорее, чем в словах распространяйся. Когда говоришь, знай, что тебе возразить могут. Это - искусство говорить в совете, и нападают на слово больше, чем на какой-либо труд. Противоречие ставит его в соответствии с мерой.
25
Если ты силён, относись с уважением к знанью и чти спокойствие слова. Повелевай лишь для того, чтобы направлять. Ведёт к пороку - быть неограниченным.
26
Да не будет великий отвлечён от часа своего. Не ослабляй внимание того, кто занят. Забота его - обнимать свою задачу, от себя отрекаясь, по любви к тому, что сюда он влагает. Людей сближает с Богом это - любить, что делают они.
27
Если ты для великого жатву собираешь между людей, да поступит зерно в полноте своей к господину своему.
28
Не смешивайся с толпами, дабы имя твоё не загрязнилось.
29
Если с докукой подошли к тебе без выхода, если ты мучим кем-либо, кто в праве своём, удали лицо своё и более о нём не думай, как только он перестал говорить.
30
Если великим ты стал, после того как был малым, умей не делать себе преимущества из того, что ты в первом ряду. Не ожесточай своё сердце по причине твоего возвышения. Ты не более как управитель Божеских благ. Не ставь позади себя ближнего, который тебе подобен; будь ему как товарищ.
31
Если ты хочешь быть вежливым, не требуй ответа громко у того, к кому обращаешься. Говори с ним отдельно, его не стесняя. Не вступай в перрекание с ним, прежде чем не успеет он запечатлеть в уме предмет разговора. Если он явит своё неведение, - не стыдя уважь его скорее. Не тесни и не толкай его словом. Не взрывай его как плугом, да не будет он кончен перед тобой. А не то не возвратится он к тебе, и преимущество беседы твоей утратится.
32
Да будет лицо твоё светлым, покуда живёшь.
33
Если берёшь ты жену, да будет она удовольствована. Связью двойной она связана будет, коль будет то нежная цепь.
34
Если ты слушаешь то, что тебе я сказал, мудрость твоя в возрастании будет. Это канва, по которой великие - узоры свои проведут, словом уча людей. После того как слушал, станет художником слушавший. Знанье храня, будет знать направление, и на земле будет счастлив. Знающий - знаньем насыщен и благою ухваткой своею велик. В согласьи с умом язык его, когда говорят его губы, глаза в соответствии с разумом, когда он глядит, и уши - когда он слушает. У сына его - преимущество делать то, что должно свершать, безошибочно.
35
Слушать есть прибыль для сына того, кто слушал. Выходит так, что слушают оттого, что кто-нибудь слушал. Слушал хорошо, говорит хорошо. Слушать, это есть наилучшая из всех вещей, ибо создаёт это любовь, благо дважды благое.
36
Что до человека без опыта, который не слушает, есть он ничто. Знанье он видит в неведении, в убыли - прибыль. Делает всячески несообразное, - то, что достойно хваления, каждый день опрокидывая. Смертью живёт. Пища его - злое слово, которым он восхищён.
37
В лабиринт и на срыв вступать не торопись. Нет тут доброго знамения. Дорога возврата безвестна.
38
Не ходи никуда без сердца твоего.
39
Остерегайся кого-нибудь ранить словом.
40
Не рань твоего сердца сам.
41
Сердце твоё изобильным да будет; да будет сдержен твой рот.
42
Сын, который слушает, есть как бы из свиты Утроликого; он как бы один из тех, кто идут за Восходящим Солнцем.
Делай то, что говорит тебе учитель твой. Дважды хорошо поученье отца нашего, из которого мы изошли, плоть от плоти. Поистине, бодрый сын есть один из даров Бога, что делает лучше, чем сказано ему.
Этим словом благим получу я то, что тело твоё будет во здравии, и верховный будет тобою доволен во всех обстоятельствах, и придут к тебе годы жизни без малости скудной.
Это слово благое дало мне снискать сто десять годов на земле с даром благоволенья Фараона, среди первых, из коих каждый был благородным содеян двумя своими руками, справедливое свершая в удовлетворение владыки своего в месте означительном.
Окончено слово, от начала до конца своего, согласно с тем, как находится в записи.