А. Словинскiй
"Детское чтенiе и игры"
Их связь и значенiе.
Педагогическiй этюдъ
Тифлисъ. Типографiя канцелярiи Главноначальствующаго гражданскою частью на Кавказе.
Напечатано по распоряженiю Господина Попечителя Кавказского Учебного Округа. Тифлис, 19 октября, 1888 г
ИМХО: Книга мучительно, смертельно серьёзна. К счастью, такое мало кто читает. Однозначно ответить себе - любит автор детей или искренне их ненавидит - я не смогла.Вместо предисловия<...>Очевидно, нужно очень осторожно вводить в душу ребёнка разного рода впечатления, нужно часть обращаться к оценке вседневных влияний. Если одиночные восприятия,- правда, восприятия сильные,- нередко отдаются в душе через великое пространство времени, то настойчивая учащённость ощущений, настроений, желаний необходимо предполагает отзыв себе в будущем: повторяемость создаёт привычку, а тут начало характера, определённой индивидуальности ребёнка.
Наиболее могучими, наиболее постоянными, упорными деятелями в приобретении того запаса душевных движений, который намечает собою направление и тон развития ребёнка, служит детское чтение и игры.
I Чтениечитать дальшеЕсли обратиться к фактам, то можно убедиться в том, что чтение, идущее под известным углом и в определённом направлении, обыкновенно, в пору юности служит школой деятельности, готовой проявиться, может быть, в самом ближайшем будущем. Это нисколько не удивительно относительно той поры возраста, когда вообще от теории к практике самый близкий, скорый и, главное, очевидный переход. Неудивительно, что Кольцов-юноша скоро прозревает под обаянием стихов Жуковского, Пушкина, Дельвига. Ещё замечательнее, что уже 10-летний Суворов, начитавшись Плутарха, Корнелия, Непота и др. под., мечтает сделаться великим мужем, горит честолюбием и любует себе воинскую славу.
Чтение по своему значению, есть деятельность серьёзного порядка. В жизни грамотного ребёнка оно столь же естественно, как физиологическое кормление. При такой точке зрения, лишать ребёнка чтения значит сокращать деятельность его духа, значить посягать на одну из первостепенных потребностей его природы. Едва ребёнок начинает читать, как книга скоро становится его стихией., скоро он с ней сживается: она - его мирок.
Каждый, читавший в детстве сказки, может засвидетельствовать, что сказка необразимо, магически действует на читателя - ребёнка. "Шехерезада свела меня с ума," - рассказывает о своём детстве С.Т. Аксаков. - "Бывало, прибегу в ту отдельную комнату, в которой мы с матерью спали, разверну Шехерезаду, так чтобы только прочесть страничку, - и забудусь совершенно."
Аксаков полагал, что тайна такого очарования кроется в "страсти к чудесному", которая более-менее свойственна всем людям, и которая у ребёнка не обуздывается рассудком.
Но здесь же кроется и слабая сторона увлечения сказкой. "Если творческая способность (т.е. воображение) дитяти, под влиянием сказок," - читаем у Каптерёва - "направится в сторону чудесного, сверхъестественного, то получится ненормальное развитие воображения. Идеальное мировоззрение должно дополнять реальное, должно органически слиться с ним. А какое же может быть дополнение и слияние в том случае, когда воображение будет утверждать то, что отрицает рассудок, когда идеальное и реальное мировоззрения будут построены на двух взаимно исключающих друг друга принципах", когда реальное даже не успеет и оформиться, как воображение пришибёт его.
"Живость фантазии, неведение и трусость подвергают детей особенной опасности со стороны воображения. Тот факт, что дети вообще склонны буквально верить всевозможным рассказам о колдунах, великанах и т.п., налагают особенную ответственность на родителей и наставников. Детскую душу легко чрезмерно возбудить фантастическими рассказами. Такие рассказы и сказки расстраивают детскую душу, болезненно привлекая её к образам ужасного, портят вкус, рождая жажду к потрясающим эффектам," - писал Джемс Сёлли в "Основных началах психологии и её применении к воспитанию".
Интересный материал для наблюдений в этом отношении представляет нам заведывание ученической библиотекой. Постоянно, по началу года, приходится слышать от детей 1 – 2 классов просьбы, характеризующие привычку их к известному чтению: один, например, просит дать «что-нибудь стррашное» , произнося с особенным ударение последнее слово; другому дайте «что-нибудь такое, где режут»; третий хочет получить «хоррошую книгу про войну» и т.д.
Подобные факты свидетельствуют о том, что эти дети уже прошли некоторую школу чтения, составили себе представление интересной и неинтересной книги и свою мерку прикидывают и ко всякой новой книге. Даже больше: они уже привыкли встречать в книге фантастику, сложную интригу, запутанные действия, страхи и опасности и чудеса спасения; они привыкли возбуждаться чтением, хмелеть от чтения, как от наркотика, и иное чтение, требующее спокойного внимания, представляющее мир окружающий в его будничной форме, - скучно им. Такие дети, никогда не видавшие окружающей жизни в книге, не посмотревшие на этот мир в отвлечении, как на нечто стороннее, не познают близкой к ним жизни; они даже уйдут от этой жизни в мир фантастики: там образуют они себе новую жизнь, новую действительность, гораздо более для них интересную, чем окружающее их, ибо они там хозяева, но и вредную действительность образуют они там. Живя в ней среди сильных впечатлений, в постоянном напряжении, волнении, не уйдут они оттуда со здоровыми нервами.
Русская народная сказка полезна тем, что знакомит детей с людскими отношениями. Афанасьев отмечал: "Народная сказка всегда на стороне нравственной правды, и по её твёрдому убеждению выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, незлобием и сообразительностью младшего брата". Но именно эта сторона сказок как-то проходит мало заметно для ребёнка, чтобы не сказать больше: уж слишком интересная фабула затушёвывает внутреннее содержание сказки. А в последние годы появилось много сказок, частью на народной основе, таких, в которых трудно и уловить нравственные цели; но они интересны и читаются.
То же можно сказать и относительно всех произведений фантастики: хитро сотканная сеть событий затирает ценные мысли.
Кроме указанных выше дурных последствий излишнего чтения произведений фантастики, всё чаще и чаще выступает ещё и новое: занимательное чтение, становящееся какой-то манией, или ставит себе целью мимолётное увеселение духа, то есть не сопровождается никаким делом, или вызывает уродливое приложение к делу.
______________________________________
Не только нужно ограничить чтение фантастики, но необходимо ещё и дать ребёнку в руки такую книгу, которая держала бы его поближе к будничной обстановке и давала бы ему ключ к постепенному пониманию повседневного, обыкновенного человеческого быта и той природы, где нет золотых яблок, где не текут огненные реки и не вырастают леса из "частого гребешка", но где всё идёт законно, просто и вместе с тем так поучительно, так интересно.
Мы знаем, что есть и ныне родители, заботящиеся о развитии своих детей в указанном направлении, т.е. о развитии в них знакомства с природой: ими покупаются и книги о насекомых, птицах и руководства к составлению аквариумов, гербариев, к собиранию насекомых; но тут дело нередко проигрывает от того, что серьёзные занятия обращаются в забаву, и ребёнок приучается легко смотреть на знакомство с природой и видеть в ней только интересный источник препровождения времени.
_____________________________________
Нужно развить в ребёнке внимание к его жизни и к жизни лиц, его окружающих, и на подобном содержании положить прочное основание его рассудочной деятельности.
В своей практике мы многократно имели возможность наблюдать, что всё, относящееся до детства какого-либо исторического или литературного лица, с замечательным интересом выслушивается и усваивается учащимися. Важно при этом то, что дети немедленно подыскивают подобное или противоположное в своей жизни и в жизни других детей, сравнивают, сопоставляют и заключают: рассудочные способности работают энергично и производительно.Чтение книг, написанных не для детей, влечёт за собою преждевременную зрелость ума, знакомит с движениями сердца, естественными в зрелом возрасте, оставляя незатронутыми струны сердца, свойственные детству, и вредно сказывается на здоровье. Без должного телесного развития и нормальное духовное развитие не даёт нормального человека. Нам приходилось наблюдать детей, теперь уже юношей, которые в период 12 - 15-летний возились в Шекспиром, с "Войной и миром", с большими романами Тургенева и т.д. Таким образом, они в своё время не пережили чтения, которое было бы им по плечу, но не познали и того, что читали, а привыкли ещё поверхностно относиться к книге.
____________________________________
Материал чтения, предлагаемый детям, не должен быть отрицательного характера, или, по крайней мере, он не должен быть собранием сцен и фактов одного горя, безотрадной жизни, ужаса. Подобные темы воспитывают не лучшие, а худшие душевные движения.
____________________________________
Н.И.Пирогов, говоря о воспитании женщины, замечает: "пусть многое остаётся ей неизвестным. Она должна гордиться тем, что многого не узнает."
читать дальше____________________________________
Следует предоставить ребёнку чтение таких произведений, из которых он постепенно усваивал бы себе представления любви, сострадания, добра, блага, чести, чтобы затем разрозненные мысли слагались в одно целое и принимали общее направление.
____________________________________
Для развития в ребёнке положительных стремлений, стремлений к добру и правде, любви, чести, полезно читать ему биографии исторических деятелей. Дети любят подражать большим.
____________________________________
На ряду с историческим повествованием, в обширном смысле этого слова мы поставили героический эпос, не по сходству, конечно, содержания, но по некоторому сходству впечатления и по положительному воспитательному значению.
____________________________________
Комичные книжки с каррикатурными картинками, занятые смешными проказами и промахами мальчиков и девочек, не имеют никакого облагораживающего значения. Подобные книжки или служат пустой забавой или подают дурной пример. К чему развивать в детях способность смешливости, когда в них ещё нет серьёзности; к чему приучать к курьёзам, когда они ещё не знаю законных форм жизни; к чему кормить их глупостями, когда они и без того ещё мало разумны?
____________________________________
Если трудно установить систему в чтении, то нужно иметь в памяти один совет: не брать в руки именно того, что в данную минуту занимает большинство публики, как-то: романов, стихотворений и т.п.., и отдавать всегда скупо отмеренное, назначенное для чтения, время исключительно произведениям великих умов всех времён и народов.II Игрычитать дальшеДругой важный фактор в деле воспитания детей, это - игры.
Степень умственного развития и нравственного настроения можно познавать по играм ребёнка. "Интеллигентные дети, которые не раздражительны, мало плачут, имеют хороший сон, эти дети проявляют большое разнообразие в играх и необходимое увлечение забавою; их занятия отличаются тщательностью операций, постоянным прогрессом. Честолюбивые дети в играх обнаруживают стремление распоряжаться и любят, чтобы их выбирали в распорядители и судьи," - профессор Лесгафт.
III Чтение и игры в их связи
Если всмотреться в игры читающего ребёнка, то легко можно убедиться, что чтение зачастую даёт ему материал для игр. У читающего ребёнка игра без подобного дополнения как-бы неполна.
Попытки детей писать, быть "авторами", есть не что иное, как игры, только более интеллектуальные, по форме своего проявления.
У многих взрослых лиц, устраивающих себе всевозможные игры, чтение имеет характер лёгкой забавы или развлечения. По-нашему, это продолжение детства. Значит, у таких лиц чтение, бывшее игрой, так и не стало делом серьёзным, не перешло в учение.
У меня серьезный папа-
Толстый,важный и седой;
У него с кокардой шляпа,
А в сенях городовой.
Целый день он пишет,пишет-
Даже кляксы на груди.
Подойдешь,а он не слышит
Или скажет: "уходи".
читать дальше
Спасибо
Значит, мне попалась одна из работ такого "папки".