"Это секрет!"
В начале года, когда вся ф-лента была усеяна ф-мобами "Прочту 100 книг", "Просмотрю 100 фильмов" и т.д., мне тоже захотелось масштабного ф-моба на целый год. Выбрались книги, но не сто, а только 32. Книги все изданы в период с 19 по начало 20 века. Оценок им не ставлю, написать связный отзыв тоже не выйдет, поэтому просто выставлю отрывки и добавлю от себя пару слов.
Вот первая из них.
Отсебятина: Книга очень грустная. Очень. Жизнь у русских исторических женщин была крайне невесёлой, у многих недолгой и полностью зависимой от придури мужчин. О самих женщинах автору удалось написать мало, он сам признаёт, что тема сложная и материала по ней днём с огнём не отыщешь. Не признавали женщин фигурами достаточными, чтобы про них в летописях упоминать. Как правило там ограничивались датой рождения, выхода замуж и смерти и это в лучшем случае. Мордовцев разделил женщин в книге на две неравные группы: "исторические личности" - княгиня Ольга, Софья Палеолог, Наталья Нарышкина - их было мало и летописцы описывали их деяния, и "исторические тени" - их большинство - про них информации мало и вся она возникает в связи с какими-то мужскими поступками, мужскими личностями.
От автора: Настоящие очерки не имеют претензии ни на самостоятельность исторического исследования вообще о положении женщин в истории Русской земли, ни на специальное определение исторической роли каждой из женских личностей, на долю которых выпало историческое бессмертие, вследствие ли их личной исторической деятельности, или вследствие обстоятельств, обуславливающих то или другое проявление их в истории Русской земли.
читать дальшеКнягиня Ольга
Первая историческая женщина в русской истории.
Родом из Пскова или вообще из северных областей тогдашней русской земли, из которой и впоследствии киевские князья нередко брали себе жён.
Осталась вдовой с четырёхлетним сыном и правила "до возмужания малютки". Воспитателем маленького князя был Асмуд, а воеводою Свенельд.
"В то время кровавая (кровная) месть была ещё в полной силе, как обычай, как дело родовой чести и, наконец, как закон, строго исполнявшийся во всей стране. Как всякая женщина, всегда и везде более строгая, чем мужчина, блюстительница обычаев старины, и как жена, оставшаяся молодой вдовой с малюткой-сыном, Ольга первой своей обязанностью сочла исполнение прямой, лежащей на ней обязанности - месть убийцам своего мужа".
Благо древляне ей очень в этом помогли. Решив, что после убийства Игоря могут выдать Ольгу за своего князя Мала, они отправили в Киев послов. Добираться им было проще по воде, вот они и приплыли в ладьях. Отправились к Ольге и объяснили зачем пожаловали. Княгиня быстро смекнула как ей использовать сложившуюся ситуацию в своих целях.
Притворившись, что предложение древлян ей понравилось, но хочется ещё немного подумать, она отправила послов спать (а спали они в своих ладьях), обещав утром дать ответ при всём народе и наказала на прощание:
"А как завтра утром я пришлю за вами, то вы скажите посланным: не едем на конях, не идём пешком, а несите нас в ладье. Они и понесут вас".
Древляне вернулись на ладьи, а Ольга приказала копать на заднем тюремном дворе глубокую яму.
Утром, как Ольга и обещала, к древлянам пришли люди и понесли важничающих посланников на задний двор, где при всем народе сбросили их в яму вместе с ладьями и живыми засыпали землёй.
Но этого было мало. Это была малая месть, для князя нужна была месть большая.
Пока весть о гибели первого посольства не дошла до древлян, Ольга вызвала в Киев важнейших представителей древлян якобы для сопровождения княгини в их владения. По приезде в Киев их пригласили в баню, помыться с дороги, где и сожгли.
"Но и эта месть казалась для Ольги неполною. Женщина эта была по видимому лучшею представительницею своего времени и своего народа, и потому доводила исполнение священного обычая своей страны до крайней возможности, а в отношении кровавой мести - до изысканной жестокости, чем она и прославилась в тогдашнем народе, как непоколебимая исполнительница и хранительница законов своей страны".
Ольга передала древлянам, что едет к ним и хочет для начала поплакать и справить тризну на могиле мужа. Древляне подвоха не заметили, т.к. Ольга приехала с небольшой дружиной, а посланцы якобы должны были вот-вот подъехать. Она поплакала над могилой ( в соответствии с обычаями), приказала сложить над ним высокий курган и когда это было исполнено, велела отправлять тризну, пригласив и древлян. На тризне, однако, мёд пили только древляне и когда они опьянели, Ольга приказала их рубить. Перебили пять тысяч человек.
На следующий год Ольга собрала войско и, лично возглавив его, отправилась в поход против древлянских земель. Древляне пытались сопротивляться, но были вынуждены бежать с поля боя и запереться в своих городах.
Ольга отправилась к самому крупному городу древлян - Коростену. Осада Коростена длилась целое лето, однако защитники сдаваться не хотели, понимая что их просто перебьют. Тогда княгиня пошла на хитрость. Сказав, что остальные города уже сдались и месть свою она исполнила, она предложила осаждённым жизнь и обложить их маленькой данью. Да ещё и "войдя в положение" ограничила дань этого года всего лишь 3 голубями и 3 воробьями от каждого дома. Древляне с радостью согласились.
А вечером киевляне выпустили этих птиц, привязав к их лапкам тряпочки с горящей серой. птицы вернулись в свои гнёзда, расположенные под соломенными крышами домов, и зажгли их.
Жители бежали из охваченного огнём деревянного города, а киевляне захватили пепелище.
Старейшин Ольга взяла себе, часть жителей раздала дружине в качестве рабов, а часть пощадила, чтобы они платили дань. (Дань была большой).
После завершения мести, Ольга отправилась "на полюдье". Это традиция, по которой русские князья всю зиму раъезжали по своим землям, собирали оброк, судили и решали прочие жизненные проблемы людей. Области, по которым проезжал князь, не только платили оброк, но и содержали князя и его дружину всё время их пребывания. Места княжеских стоянок назывались "погосты", после отбытия князя там жили тиуны - представители княжеской власти.
Через 10 лет Ольга крестилась в Константинополе. Император Константин хотел подчеркнуть различия между императорским домом и дикарями с севера, которые хоть и заставили греков дрожать от страха, но не обладали нужным блеском. Ольга пресекла идею на корню и более того - сумела обмануть самого Константина (а греков тогда на Руси считали самымихитрожопыми хитрыми).
Византийский император предложил Ольге свою руку, рассчитывая завладеть русскими землями и Ольга сказала, что согласна, вот только сначала хочет креститься и просила Константина стать её крёстным отцом. Тот согласился. Но после крещения, когда император повторил своё предложение, получил отказ, поскольку крёстный не может жениться на своей крестнице.
Вернувшись в Киев она хотела крестить сына, но Святослав креститься не хотел. Когда Святослав вырос, Ольга отступает в тень, живёт в Киеве и воспитывает внуков. Из-за отказа от язычества в конце жизни она даже стала опасаться за свою жизнь.
В целом можно сказать, что современники воспринимали её как идеал женщины.
Малка или Малуша
Ключница Ольги, несостоявшаяся жена Святослава, сестра Добрыни, воспитателя её сына, мать Владимира.
По тогдашним общественным отношениям считалась рабыней. Когда Ольга узнала о связи сына с ключницей, то в гневе отослала от себя Малушу, родившую в изгнании сына Владимира, впоследствии "равноапостольного".
Это вообще-то всё, что известно про эту женщину.![:upset:](http://static.diary.ru/picture/1154.gif)
Судьба Владимира складывалась не очень удачно именно из-за того, что он был сыном рабыни. Его не признавали отец и братья. Даже когда решался вопрос с княженьем в Новгороде, Святослав упорно не желал вспомнить, что у него есть сын Владимир, пригодный для этой "работы". И только настойчивость новгородцев, да совет Добрыни, позволи ему стать князем.
Рогнеда
И мы снова возвращаемся к Владимиру. Без мужчины в главной роли пока никак.
Когда Владимир сватался за полоцкую княжну Рогнеду, она не сочла его равным себе. За княжну сватались Ярополк и Владимир и её отец, боясь сильных соседей, переложил бремя выбора супруга на плечи дочери.
"Не хочу я за робичича, за Ярополка (брат Владимира от законной жены) хочу" - с этой фразы у полоцев начались проблемы.
Владимиру фраза не понравилась, а ещё больше она не понравилась Добрыне. Было собрано войско, которое пошло в Полоцк мстить за оскорбление. Нападение на Полоцк произошло когда Рогнеду уже готовили "вести за Ярополка". Полоцк был взят, Рогнеду насильно отдали замуж за Владимира, а её отца и братьев убили.
Ко всему прочему, Владимир, как нормальный славянский князь, был многожёнцем: помимо Рогнеды у него в жёнах были вдова Ярополка [имя не указано](гречанка), Мальфреда (чехиня), Олова (варяжка), Ингигерда (шведка).
Кроме пяти законных жён были у него 300 наложниц в Вышгороде, 300 в Белгороде, 200 в Берестове и много случайных любовниц. С Рогнедой же он почти не встречался.
Она очень хотела отомстить за своё унижение и опасаясь, что её сложное положение отразится на сыне Изяславе, решила убить Владимира. Покушение провалилось. Теперь уже Владимир решил убить Рогнеду. Понимая что её ждёт, женщина велела пригласить к ней маленького сына, дала ему меч и научила: "Смотри, как войдёт отец, ты выступи вперёд и скажи ему: разве ты думаешь, что ты один здесь?" Ребёнок всё сделал, а Владимир не решился убить жену при сыне. По решению бояр он построил город Изяславль и отдал его покинутой жене с ребёнком.
Когда Владимир принял христианство и женился на гречанке Анне, он передал Рогнеде, что не может больше быть многожёнцем и предложил ей выйти замуж за любого из бояр. Рогнеда рассудила иначе: "Или ты один хочешь царство земное и небесное воспринять, а мне мало того, что этого временного царства не дал, но и будущего не хочешь дать?" - передала она ответ.
Рогнеда приняла христианство и постриглась в монахини, приняв имя Анастасия.
Софья Палеолог
Вторая жена Ивана III Васильевича. Была гречанкой по отцу (Фома Палеолог брат последнего византийского императора) и итальянкой по матери. После падения дома Палеологов укрывалась с семьёй в Риме, после смерти отца была взята под покровительство папой Павлом II. И была выдана замуж за московского князя с целью распространения влияния Рима.
"С одной стороны папе хотелось приобрести в великом князе московском сильного союзника против страшных турок, которые в то время уже ступили своей тяжёлой пятой на европейский материк, раздавив этой пятой древнюю и славную восточную или византийско-римскую империю, затем, при посредстве Софьи и своих легатов, воздействовать на Ивана Васильевича к восстановлению флорентийской унии. Вообще планы папы в этом отношении могли быть очень широкими и надежды очень радужными, притом же повидимому и сбыточными. С другой стороны, московский князь, уже ощущавший под собой почву самодержавия, т.к. прежние уделы почти не существовали, а Тверь, Новгород, Псков и даже Орда начинали уже чувствовать тяжёлую руку "московского господаря", искал более прочного укрепления в умах идеи самодержавия, а это укрепление возможно было в перенесении московским князем на свою особу нравственного наследия византийской империи: это наследие могла принести с собой представительница императорского рода в Византии, утратившего свою империю. Идея византийской империи, таким образом, как бы переносилась на Москву, на плечи самодержавного князя".
Царевна замуж за северного дикаря не хотела, но папа убедил её, что эта жертва во имя церкви необходима. Ей оставалось только согласиться.
Софья прибыла морским путём и "вступила на русскую землю выше Пскова". Псковичи, а за ними и новгородцы приветствовали свою будущую царицу как умели. Единственное, что их удивляло - сопровождающий ё повсюду кадинал.
А в Москве тем временем решали, что с этим кардиналом делать. Пускать его в Москву в день приезда невесты или нет. "В этих затруднительных обстоятельствах великий князь обратился за разрешением недоумения к митрополиту Филиппу.
"Нельзя послу не только войти в город с крестом (латинский крест), но и подъехать близко." - Ответил митрополит великому князю. - "Если же ты позволишь ему это сделать, желая почтить его, то он в одни ворота в город, а я , отец твой, другими воротами из города. Неприлично нам и слышать об этом, не только что видеть, потому что кто возлюбит и похвалит веру чужую, тот своей поругался".
После такого ответа великий князь немедленно послал на встречу царевне одного боярина, который должен был отобрать у кардинала крест и спрятать его в сани".
Софью выдали замуж по православному обряду, а переговоры кардинала и митрополита о соединении восточной и западной церквей ни к чему не привели.
"Современники говорят, что Софья настояла, что великий князь не выходит пешком, как это водилось до неё, навстречу ханским послам, привозившим с собой басму ("ханское изображение"), чтобы не кланялся им до земли, не подносил бы им кубок с кумысом и не выслушивал бы ханскую грамоту, стоя на коленях".
Современники Софью не любили. Её считали причиной конфликтов и "смуты во власти и разъединения князя с народом".
Елена Ивановна
Ничем особым женщина не примечательна, но вот судьба у неё была "образцовая" если можно так сказать.
Дочь Ивана III и Софьи Палеолог была отдана в жёны литовскому князю Александру, желавшему заключить мир с Москвой и обезопасить себя и от Москвы и от Орды. Но вышло всё иначе.
Ивана III очень жёстко контролировал дочь и зятя. Категорически не допускалась возможность смены веры Еленой. Ей в костёл было разрешено зайти всего два раза и то, только для того , чтобы посмотреть как он внутри устроен. Мужа можно было ждать только на крыльце костёла. Нельзя было принимать привычки и обычаи, связанные с католичеством. Рядом с собой можно было держать только православных. Ей даже было запрещено носить польское платье. Муж и правящие круги были недовольны таким положением. Началась война. К княгине все относились очень плохо, считая её главной виновницей, но открыто притеснять не решались. Жила она плохо и трудно. Пережила мужа, но всё равно умерла очень рано, не достигнув и 37 лет. Прожила в Литве 19 лет.
Соломония Сабурова
Первая жена Василия III.
Была выбрана на смотре невест. Долго не могла забеременеть и в 1525 году стала первой разведённой, указав путь всем последующим неугодным княгиням - в монастырь. Сопротивлялась она этому как могла, но в ноябре 1525 года была пострижена в монахини под именем Софии. Через какое-то время возник слух, будто постригли её беременной и уже в монастыре у неё родился сын Георгий. Князь отправил людей узнать так ли это и они сообщили, что Соломония-София ответила им, что они недостойны видеть ребенка, а когда он облечется в величие свое то отомстит за обиду матери. Князь был недоволен.
При реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено тайное захоронение, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки.
Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней - крышка от той гробницы.
А вот как относится к воле умерших Московская патриархия:
Ее похоронили в Суздальском Покровском монастыре. Могила была очень почитаема, но так как согласно завещанию инокини, ее погребли в земле, мощей её не тревожили до 1990-х гг. (14 августа 1995 — торжественное обретение мощей), когда монахи Московской патриархии пожелали иметь почитаемую святыню.
Елена Глинская
Дочь выходца из Литвы Василия Львовича Глинского и его жены Анны. В 1526 стала женой разведённого с первой женой великого князя Василия III , мать Ивана Грозного.
После смерти мужа правила Великим княжеством Московским. Ни народ, ни бояре её не любили. Самым важным её начинанием за годы правления стала денежная реформа.
"В 1535 году Елена Глинская изменила монетную систему в московском царстве. При её муже Василее Ивановиче было обнаружено всеобщее искажение денег - обрез и подмес в монете: так из "гривенки" следовало выделывать 250 "денег", а между тем исказители денег обрезывали их до того, что из "гривенки" выходило таких обрезков до 500 и более. Исказителей монеты жестоко казнили - лили им в рот расплавленное олово, рубили руки. Елена приказала из "гривенки" чеканить 300 "денег", и, вместо изображения на "деньге" великого князя на коне с мечом, велела чеканить изображение князя с копьём в руке. Отсюда деньги получили название "копейных", отсюда же произошла наша "копейка" ".
Мария Датская
Иван Грозный желая сделать Магнуса, принца датского, своим вассалом и использовать его в качестве орудия в борьбе с Польшей за Ливонию, решил провозгласить его ливонским королём и в придачу женить на своей племяннице, сироте-княжне Ефимии Владимировне Старицкой. Магнус охотно согласился, но Ефимия умерла ещё до свадьбы.
Тогда Иван Васильевич предложил ему в жёны её сестру - княжну Марию Владимировну. Магнус снова с радостью согласился.
Вышла замуж, родила дочь Евдокию. Магнус скоро умер, а королева Мария осталась в Риге лишь "титулярной", королевой только по названию. Вскоре умер и Грозный.
После смерти её могущественного дяди жизнь у Марии стала совсем тяжёлой: жила в Риге под надзором, как пленница и в нужде.
Как потомок царского рода она представляла угрозу для царящего в Москве Годунова. В августе 1585 года он послал в Ригу англичанина Жерома Герсея, чтобы выманить ливонскую королеву с дочкой в Москву.
Жером сумел втереться в доверие к Марии, но ехать в Москву она не спешила - слишком хорошо знала как принято поступать с вдовами-царицами, а быть запертой в монастыре было хуже скудного содержания в Риге. Англичанин рассказывал, что наступили другие времена и в Москве сейчас другие нравы, и она поверила.
В Москве сначала с ними хорошо обращались, дали землю, денежное содержание, прислугу, но через некоторое время мать-королеву разлучили с дочкой и заключили в Пятницкий монастырь близ Троицы.
В 1589 году Евдокия умерла. Говорят, что её отравили. А королеву Марию постригли в инокини под именем Марфы. "Много лет потом томилась королева-старица Марфа в монастыре, вспоминая Ригу и проклиная Герсея, которому доверилась.
Племя Калиты более не существовало: последний его потомок королева-старица Марфа не существовала для света."
Марья Григорьевна Годунова
Дочь Малюты-Скуратова. Народ её очень не любил. И за отца, и за мужа, однако её дети, Фёдор и Ксения, были весьма почитаемы.
Во время пришествия Лжедмитрия, Марии Григорьевне пришлось пережить самое тяжёлое время в своей жизни. Сначала погиб царь Борис. На царство венчали Марию и её сына Фёдора, но правили очень недолго.
Когда Лжедмитрию присягнули уже под Москвой, в Москву пришли бояре с приказом об уничтожении Годуновых. Всех их родственников выслали, царицу Марию удавили, царя Фёдора убили весьма своеобразно - раздавив мошонку ("Обоснуй" был не первым), Ксении жизнь сохранили, но изнасиловали. Правда, народу сказали, что цари отравились сами.
Ксения Годунова
Получила редкостное по тем временам образование, отличалась красноречием, любила пение.
О её замужестве Годунов начал думать весьма рано. Сначала присмотрел ей в женихи шведского принца Густава, изгнанного из родной земли и проживающего в Италии. Но Густав не захотел отказаться от протестантства и от женщины, которую он уже любил.
Тогда договорились с датским принцем Иоанном. Он оставил у русских самое лучшее впечатление о себе, но вскоре после приезда в Москву заболел и погиб. Ксения переживала из-за смерти такоего приятного жениха.
Также были рассмотрены женихи из Австрии, Англии и даже кто-то из грузинских царей. Все поиски были были прерваны через два года после смерти Иоанна из-за вторжения Лжедмитрия.
После смерти отца и брата судьба её сложилась печально. Сначала держал при себе Лжедмитрий, а когда слух об этом достиг Марины Мнишек и она начала ревновать, её постригли в монахини под именем Ольги в Белоозёрском монастыре.
Об этом периоде жизни Ксении сохранились песни, которые она пела о себе и песни эти уже тогда (при её жизни) пели и в народе. В них Ксения оплакивает свои и своего семейства несчастья, боится, то "Гришки-растриги", который идёт к Москве, "хочет её полонить", а полонивши постричь, а ей, молодой девушке, в монастырь идти боязно, не хочется - "чернеческаго чину ей не сдержати", захочется ей отворить "тёмные кельи", "посмотреть на добрых молодцев". Плачет она о своих царских теремах, о "милых переходах". Плачет о том, кому достанутся их высокие хоромы, "браныя убрусы", "золотыя ширинки", "яхонтовыя серёжки" - не для чего уже будет одевать на себя эти украшения, а нужно будет идти в тёмные кельи - "благословиться у игуменьи".
В 1606 году была переведена в Троицкий монастырь. Там, во время осады поляками и толпами Лжедмитрия II, она находилась вместе с королевой Марией. После взятия монастыря их "ограбили донага, а других бкдных черниц и девиц грабили и на б... брали".
Умерла в 1622 году.
Наталья Кирилловна Нарышкина
Вторая жена царя Алексея Михайловича, вышла из небогатой семьи торусского дворянина Кирилла Полуектовича Нарышкина. Жизнь у небогатого отца впоследствии ставилась ей в укор, Шакловитый говорил как-то Софье (сводная сестра Петра I) о ней: "Вспомни, государыня, какова в Смоленске была- в лаптях ходила!".
В отрочестве была взята на воспитание Артамоном Матвеевым. Там получила блестящее прозападное образование. Сам Матвеев слыл самым просвещённым человеком во всей Руси, жил совершенно по-европейски.
Несмотря на многочисленные препоны со стороны бояр, царь женился на ней. Наталья Кирилловна добавила к уже имеющимся 6 дочерям и 5 сыновьям ещё троих детей: сына Петра и дочерей Наталью и Федору.
Прожила с мужем недолго. После его смерти осталось громадное царское семейство, почти полностью состоящее из женщин: Анна и Татьяна - старые девы - сёстры царя Алексея Михайловича, Ирина, Евдокия, Мария, София, Екатерина и Марфа - дочери от первого брака, Наталья и Федора - дочери от второго и сама Наталья Кирилловна - молодая вдова. на такое значительное число женщин приходилось всего трое мужчин: больной цингой царевич Фёдор, слабоумный Иван и совсем малолетний Пётр.
Бояре сажают на престол Фёдора, а Наталья Кирилловна с Петром вынуждены скрываться. Её наставника, боярина Матвеева, сослали в Мезен, потом в ссылку отправились её братья. Царица-вдова была в загоне, слишком сильно отличались её европейские нравы от нравов патриархальной Руси.
После смерти царя Фёдора бояре выбрали на царство маленького Петра, что не понравилось властолюбивой Софье. Она подняла на бунт стрельцов.
Бунт начался 15 мая 1681 года, ровно в 91-ю годовщину убийства царевича Дмитрия в Угличе.
Ворвавшиеся в Кремль стрельцы "изрубили бердышами Михаила Долгорукого, Матвеева закололи. Стрельцы рыскали по Кремлю и искали Нарышкиных (поводом бунта стал слух что Нарышкины задушили слабоумного Ивана). Ошибкой убили стольника Салтыкова, и извинившись в ошибке перед его отцом, сказав, что приняли покойного за Нарышкина - и отец ещё угостил их водкой. Разрубили на части 80-летнего старика князя Долгорукого, сначала извинившись, что сгоряча убили его сына Михайлу, бросили труп старика на навозную кучу и на труп положили солёную рыбу".
Нарышкиных искали двое суток, бояре, опасаясь за свои жизни, просили выдать им брата царицы, Ивана. Иван был выдан, подвергся пыткам и разрублен на части.
После его смерти у Натальи Кирилловны не осталось никого из близких родственников кроме сына. Она отошла на второй план, а страной правила Софья и остальные царевны.
Выросший Пётр успешно перехватил власть в стране, очередная попытка стрельцов убить его с матерью была предотвращена, стрельцы казнены, а Софья, зачинщица, отправлена в монастырь.
Умерла Наталья Кирилловна 25 января 1694 года на 42 году жизни.
Вот первая из них.
Русскiя историческiя женщины
Популярные разсказы изъ русской исторiи
составилъ
Д. Мордовцевъ
Женщины до-петровской Руси
Санктпетербургъ
Издание книгопродавца К.Н. Плотникова
Колпинская улица, дом 23
1874
Популярные разсказы изъ русской исторiи
составилъ
Д. Мордовцевъ
Женщины до-петровской Руси
Санктпетербургъ
Издание книгопродавца К.Н. Плотникова
Колпинская улица, дом 23
1874
Отсебятина: Книга очень грустная. Очень. Жизнь у русских исторических женщин была крайне невесёлой, у многих недолгой и полностью зависимой от придури мужчин. О самих женщинах автору удалось написать мало, он сам признаёт, что тема сложная и материала по ней днём с огнём не отыщешь. Не признавали женщин фигурами достаточными, чтобы про них в летописях упоминать. Как правило там ограничивались датой рождения, выхода замуж и смерти и это в лучшем случае. Мордовцев разделил женщин в книге на две неравные группы: "исторические личности" - княгиня Ольга, Софья Палеолог, Наталья Нарышкина - их было мало и летописцы описывали их деяния, и "исторические тени" - их большинство - про них информации мало и вся она возникает в связи с какими-то мужскими поступками, мужскими личностями.
От автора: Настоящие очерки не имеют претензии ни на самостоятельность исторического исследования вообще о положении женщин в истории Русской земли, ни на специальное определение исторической роли каждой из женских личностей, на долю которых выпало историческое бессмертие, вследствие ли их личной исторической деятельности, или вследствие обстоятельств, обуславливающих то или другое проявление их в истории Русской земли.
читать дальшеКнягиня Ольга
Первая историческая женщина в русской истории.
Родом из Пскова или вообще из северных областей тогдашней русской земли, из которой и впоследствии киевские князья нередко брали себе жён.
Осталась вдовой с четырёхлетним сыном и правила "до возмужания малютки". Воспитателем маленького князя был Асмуд, а воеводою Свенельд.
"В то время кровавая (кровная) месть была ещё в полной силе, как обычай, как дело родовой чести и, наконец, как закон, строго исполнявшийся во всей стране. Как всякая женщина, всегда и везде более строгая, чем мужчина, блюстительница обычаев старины, и как жена, оставшаяся молодой вдовой с малюткой-сыном, Ольга первой своей обязанностью сочла исполнение прямой, лежащей на ней обязанности - месть убийцам своего мужа".
Благо древляне ей очень в этом помогли. Решив, что после убийства Игоря могут выдать Ольгу за своего князя Мала, они отправили в Киев послов. Добираться им было проще по воде, вот они и приплыли в ладьях. Отправились к Ольге и объяснили зачем пожаловали. Княгиня быстро смекнула как ей использовать сложившуюся ситуацию в своих целях.
Притворившись, что предложение древлян ей понравилось, но хочется ещё немного подумать, она отправила послов спать (а спали они в своих ладьях), обещав утром дать ответ при всём народе и наказала на прощание:
"А как завтра утром я пришлю за вами, то вы скажите посланным: не едем на конях, не идём пешком, а несите нас в ладье. Они и понесут вас".
Древляне вернулись на ладьи, а Ольга приказала копать на заднем тюремном дворе глубокую яму.
Утром, как Ольга и обещала, к древлянам пришли люди и понесли важничающих посланников на задний двор, где при всем народе сбросили их в яму вместе с ладьями и живыми засыпали землёй.
Но этого было мало. Это была малая месть, для князя нужна была месть большая.
Пока весть о гибели первого посольства не дошла до древлян, Ольга вызвала в Киев важнейших представителей древлян якобы для сопровождения княгини в их владения. По приезде в Киев их пригласили в баню, помыться с дороги, где и сожгли.
"Но и эта месть казалась для Ольги неполною. Женщина эта была по видимому лучшею представительницею своего времени и своего народа, и потому доводила исполнение священного обычая своей страны до крайней возможности, а в отношении кровавой мести - до изысканной жестокости, чем она и прославилась в тогдашнем народе, как непоколебимая исполнительница и хранительница законов своей страны".
Ольга передала древлянам, что едет к ним и хочет для начала поплакать и справить тризну на могиле мужа. Древляне подвоха не заметили, т.к. Ольга приехала с небольшой дружиной, а посланцы якобы должны были вот-вот подъехать. Она поплакала над могилой ( в соответствии с обычаями), приказала сложить над ним высокий курган и когда это было исполнено, велела отправлять тризну, пригласив и древлян. На тризне, однако, мёд пили только древляне и когда они опьянели, Ольга приказала их рубить. Перебили пять тысяч человек.
На следующий год Ольга собрала войско и, лично возглавив его, отправилась в поход против древлянских земель. Древляне пытались сопротивляться, но были вынуждены бежать с поля боя и запереться в своих городах.
Ольга отправилась к самому крупному городу древлян - Коростену. Осада Коростена длилась целое лето, однако защитники сдаваться не хотели, понимая что их просто перебьют. Тогда княгиня пошла на хитрость. Сказав, что остальные города уже сдались и месть свою она исполнила, она предложила осаждённым жизнь и обложить их маленькой данью. Да ещё и "войдя в положение" ограничила дань этого года всего лишь 3 голубями и 3 воробьями от каждого дома. Древляне с радостью согласились.
А вечером киевляне выпустили этих птиц, привязав к их лапкам тряпочки с горящей серой. птицы вернулись в свои гнёзда, расположенные под соломенными крышами домов, и зажгли их.
Жители бежали из охваченного огнём деревянного города, а киевляне захватили пепелище.
Старейшин Ольга взяла себе, часть жителей раздала дружине в качестве рабов, а часть пощадила, чтобы они платили дань. (Дань была большой).
После завершения мести, Ольга отправилась "на полюдье". Это традиция, по которой русские князья всю зиму раъезжали по своим землям, собирали оброк, судили и решали прочие жизненные проблемы людей. Области, по которым проезжал князь, не только платили оброк, но и содержали князя и его дружину всё время их пребывания. Места княжеских стоянок назывались "погосты", после отбытия князя там жили тиуны - представители княжеской власти.
Через 10 лет Ольга крестилась в Константинополе. Император Константин хотел подчеркнуть различия между императорским домом и дикарями с севера, которые хоть и заставили греков дрожать от страха, но не обладали нужным блеском. Ольга пресекла идею на корню и более того - сумела обмануть самого Константина (а греков тогда на Руси считали самыми
Византийский император предложил Ольге свою руку, рассчитывая завладеть русскими землями и Ольга сказала, что согласна, вот только сначала хочет креститься и просила Константина стать её крёстным отцом. Тот согласился. Но после крещения, когда император повторил своё предложение, получил отказ, поскольку крёстный не может жениться на своей крестнице.
Вернувшись в Киев она хотела крестить сына, но Святослав креститься не хотел. Когда Святослав вырос, Ольга отступает в тень, живёт в Киеве и воспитывает внуков. Из-за отказа от язычества в конце жизни она даже стала опасаться за свою жизнь.
В целом можно сказать, что современники воспринимали её как идеал женщины.
Малка или Малуша
Ключница Ольги, несостоявшаяся жена Святослава, сестра Добрыни, воспитателя её сына, мать Владимира.
По тогдашним общественным отношениям считалась рабыней. Когда Ольга узнала о связи сына с ключницей, то в гневе отослала от себя Малушу, родившую в изгнании сына Владимира, впоследствии "равноапостольного".
Это вообще-то всё, что известно про эту женщину.
![:upset:](http://static.diary.ru/picture/1154.gif)
Судьба Владимира складывалась не очень удачно именно из-за того, что он был сыном рабыни. Его не признавали отец и братья. Даже когда решался вопрос с княженьем в Новгороде, Святослав упорно не желал вспомнить, что у него есть сын Владимир, пригодный для этой "работы". И только настойчивость новгородцев, да совет Добрыни, позволи ему стать князем.
Рогнеда
И мы снова возвращаемся к Владимиру. Без мужчины в главной роли пока никак.
Когда Владимир сватался за полоцкую княжну Рогнеду, она не сочла его равным себе. За княжну сватались Ярополк и Владимир и её отец, боясь сильных соседей, переложил бремя выбора супруга на плечи дочери.
"Не хочу я за робичича, за Ярополка (брат Владимира от законной жены) хочу" - с этой фразы у полоцев начались проблемы.
Владимиру фраза не понравилась, а ещё больше она не понравилась Добрыне. Было собрано войско, которое пошло в Полоцк мстить за оскорбление. Нападение на Полоцк произошло когда Рогнеду уже готовили "вести за Ярополка". Полоцк был взят, Рогнеду насильно отдали замуж за Владимира, а её отца и братьев убили.
Ко всему прочему, Владимир, как нормальный славянский князь, был многожёнцем: помимо Рогнеды у него в жёнах были вдова Ярополка [имя не указано](гречанка), Мальфреда (чехиня), Олова (варяжка), Ингигерда (шведка).
Кроме пяти законных жён были у него 300 наложниц в Вышгороде, 300 в Белгороде, 200 в Берестове и много случайных любовниц. С Рогнедой же он почти не встречался.
Она очень хотела отомстить за своё унижение и опасаясь, что её сложное положение отразится на сыне Изяславе, решила убить Владимира. Покушение провалилось. Теперь уже Владимир решил убить Рогнеду. Понимая что её ждёт, женщина велела пригласить к ней маленького сына, дала ему меч и научила: "Смотри, как войдёт отец, ты выступи вперёд и скажи ему: разве ты думаешь, что ты один здесь?" Ребёнок всё сделал, а Владимир не решился убить жену при сыне. По решению бояр он построил город Изяславль и отдал его покинутой жене с ребёнком.
Когда Владимир принял христианство и женился на гречанке Анне, он передал Рогнеде, что не может больше быть многожёнцем и предложил ей выйти замуж за любого из бояр. Рогнеда рассудила иначе: "Или ты один хочешь царство земное и небесное воспринять, а мне мало того, что этого временного царства не дал, но и будущего не хочешь дать?" - передала она ответ.
Рогнеда приняла христианство и постриглась в монахини, приняв имя Анастасия.
Софья Палеолог
Вторая жена Ивана III Васильевича. Была гречанкой по отцу (Фома Палеолог брат последнего византийского императора) и итальянкой по матери. После падения дома Палеологов укрывалась с семьёй в Риме, после смерти отца была взята под покровительство папой Павлом II. И была выдана замуж за московского князя с целью распространения влияния Рима.
"С одной стороны папе хотелось приобрести в великом князе московском сильного союзника против страшных турок, которые в то время уже ступили своей тяжёлой пятой на европейский материк, раздавив этой пятой древнюю и славную восточную или византийско-римскую империю, затем, при посредстве Софьи и своих легатов, воздействовать на Ивана Васильевича к восстановлению флорентийской унии. Вообще планы папы в этом отношении могли быть очень широкими и надежды очень радужными, притом же повидимому и сбыточными. С другой стороны, московский князь, уже ощущавший под собой почву самодержавия, т.к. прежние уделы почти не существовали, а Тверь, Новгород, Псков и даже Орда начинали уже чувствовать тяжёлую руку "московского господаря", искал более прочного укрепления в умах идеи самодержавия, а это укрепление возможно было в перенесении московским князем на свою особу нравственного наследия византийской империи: это наследие могла принести с собой представительница императорского рода в Византии, утратившего свою империю. Идея византийской империи, таким образом, как бы переносилась на Москву, на плечи самодержавного князя".
Царевна замуж за северного дикаря не хотела, но папа убедил её, что эта жертва во имя церкви необходима. Ей оставалось только согласиться.
Софья прибыла морским путём и "вступила на русскую землю выше Пскова". Псковичи, а за ними и новгородцы приветствовали свою будущую царицу как умели. Единственное, что их удивляло - сопровождающий ё повсюду кадинал.
А в Москве тем временем решали, что с этим кардиналом делать. Пускать его в Москву в день приезда невесты или нет. "В этих затруднительных обстоятельствах великий князь обратился за разрешением недоумения к митрополиту Филиппу.
"Нельзя послу не только войти в город с крестом (латинский крест), но и подъехать близко." - Ответил митрополит великому князю. - "Если же ты позволишь ему это сделать, желая почтить его, то он в одни ворота в город, а я , отец твой, другими воротами из города. Неприлично нам и слышать об этом, не только что видеть, потому что кто возлюбит и похвалит веру чужую, тот своей поругался".
После такого ответа великий князь немедленно послал на встречу царевне одного боярина, который должен был отобрать у кардинала крест и спрятать его в сани".
Софью выдали замуж по православному обряду, а переговоры кардинала и митрополита о соединении восточной и западной церквей ни к чему не привели.
"Современники говорят, что Софья настояла, что великий князь не выходит пешком, как это водилось до неё, навстречу ханским послам, привозившим с собой басму ("ханское изображение"), чтобы не кланялся им до земли, не подносил бы им кубок с кумысом и не выслушивал бы ханскую грамоту, стоя на коленях".
Современники Софью не любили. Её считали причиной конфликтов и "смуты во власти и разъединения князя с народом".
Елена Ивановна
Ничем особым женщина не примечательна, но вот судьба у неё была "образцовая" если можно так сказать.
Дочь Ивана III и Софьи Палеолог была отдана в жёны литовскому князю Александру, желавшему заключить мир с Москвой и обезопасить себя и от Москвы и от Орды. Но вышло всё иначе.
Ивана III очень жёстко контролировал дочь и зятя. Категорически не допускалась возможность смены веры Еленой. Ей в костёл было разрешено зайти всего два раза и то, только для того , чтобы посмотреть как он внутри устроен. Мужа можно было ждать только на крыльце костёла. Нельзя было принимать привычки и обычаи, связанные с католичеством. Рядом с собой можно было держать только православных. Ей даже было запрещено носить польское платье. Муж и правящие круги были недовольны таким положением. Началась война. К княгине все относились очень плохо, считая её главной виновницей, но открыто притеснять не решались. Жила она плохо и трудно. Пережила мужа, но всё равно умерла очень рано, не достигнув и 37 лет. Прожила в Литве 19 лет.
Соломония Сабурова
Первая жена Василия III.
Была выбрана на смотре невест. Долго не могла забеременеть и в 1525 году стала первой разведённой, указав путь всем последующим неугодным княгиням - в монастырь. Сопротивлялась она этому как могла, но в ноябре 1525 года была пострижена в монахини под именем Софии. Через какое-то время возник слух, будто постригли её беременной и уже в монастыре у неё родился сын Георгий. Князь отправил людей узнать так ли это и они сообщили, что Соломония-София ответила им, что они недостойны видеть ребенка, а когда он облечется в величие свое то отомстит за обиду матери. Князь был недоволен.
При реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено тайное захоронение, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки.
Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней - крышка от той гробницы.
А вот как относится к воле умерших Московская патриархия:
Ее похоронили в Суздальском Покровском монастыре. Могила была очень почитаема, но так как согласно завещанию инокини, ее погребли в земле, мощей её не тревожили до 1990-х гг. (14 августа 1995 — торжественное обретение мощей), когда монахи Московской патриархии пожелали иметь почитаемую святыню.
Елена Глинская
Дочь выходца из Литвы Василия Львовича Глинского и его жены Анны. В 1526 стала женой разведённого с первой женой великого князя Василия III , мать Ивана Грозного.
После смерти мужа правила Великим княжеством Московским. Ни народ, ни бояре её не любили. Самым важным её начинанием за годы правления стала денежная реформа.
"В 1535 году Елена Глинская изменила монетную систему в московском царстве. При её муже Василее Ивановиче было обнаружено всеобщее искажение денег - обрез и подмес в монете: так из "гривенки" следовало выделывать 250 "денег", а между тем исказители денег обрезывали их до того, что из "гривенки" выходило таких обрезков до 500 и более. Исказителей монеты жестоко казнили - лили им в рот расплавленное олово, рубили руки. Елена приказала из "гривенки" чеканить 300 "денег", и, вместо изображения на "деньге" великого князя на коне с мечом, велела чеканить изображение князя с копьём в руке. Отсюда деньги получили название "копейных", отсюда же произошла наша "копейка" ".
Мария Датская
Иван Грозный желая сделать Магнуса, принца датского, своим вассалом и использовать его в качестве орудия в борьбе с Польшей за Ливонию, решил провозгласить его ливонским королём и в придачу женить на своей племяннице, сироте-княжне Ефимии Владимировне Старицкой. Магнус охотно согласился, но Ефимия умерла ещё до свадьбы.
Тогда Иван Васильевич предложил ему в жёны её сестру - княжну Марию Владимировну. Магнус снова с радостью согласился.
Вышла замуж, родила дочь Евдокию. Магнус скоро умер, а королева Мария осталась в Риге лишь "титулярной", королевой только по названию. Вскоре умер и Грозный.
После смерти её могущественного дяди жизнь у Марии стала совсем тяжёлой: жила в Риге под надзором, как пленница и в нужде.
Как потомок царского рода она представляла угрозу для царящего в Москве Годунова. В августе 1585 года он послал в Ригу англичанина Жерома Герсея, чтобы выманить ливонскую королеву с дочкой в Москву.
Жером сумел втереться в доверие к Марии, но ехать в Москву она не спешила - слишком хорошо знала как принято поступать с вдовами-царицами, а быть запертой в монастыре было хуже скудного содержания в Риге. Англичанин рассказывал, что наступили другие времена и в Москве сейчас другие нравы, и она поверила.
В Москве сначала с ними хорошо обращались, дали землю, денежное содержание, прислугу, но через некоторое время мать-королеву разлучили с дочкой и заключили в Пятницкий монастырь близ Троицы.
В 1589 году Евдокия умерла. Говорят, что её отравили. А королеву Марию постригли в инокини под именем Марфы. "Много лет потом томилась королева-старица Марфа в монастыре, вспоминая Ригу и проклиная Герсея, которому доверилась.
Племя Калиты более не существовало: последний его потомок королева-старица Марфа не существовала для света."
Марья Григорьевна Годунова
Дочь Малюты-Скуратова. Народ её очень не любил. И за отца, и за мужа, однако её дети, Фёдор и Ксения, были весьма почитаемы.
Во время пришествия Лжедмитрия, Марии Григорьевне пришлось пережить самое тяжёлое время в своей жизни. Сначала погиб царь Борис. На царство венчали Марию и её сына Фёдора, но правили очень недолго.
Когда Лжедмитрию присягнули уже под Москвой, в Москву пришли бояре с приказом об уничтожении Годуновых. Всех их родственников выслали, царицу Марию удавили, царя Фёдора убили весьма своеобразно - раздавив мошонку ("Обоснуй" был не первым), Ксении жизнь сохранили, но изнасиловали. Правда, народу сказали, что цари отравились сами.
Ксения Годунова
Получила редкостное по тем временам образование, отличалась красноречием, любила пение.
О её замужестве Годунов начал думать весьма рано. Сначала присмотрел ей в женихи шведского принца Густава, изгнанного из родной земли и проживающего в Италии. Но Густав не захотел отказаться от протестантства и от женщины, которую он уже любил.
Тогда договорились с датским принцем Иоанном. Он оставил у русских самое лучшее впечатление о себе, но вскоре после приезда в Москву заболел и погиб. Ксения переживала из-за смерти такоего приятного жениха.
Также были рассмотрены женихи из Австрии, Англии и даже кто-то из грузинских царей. Все поиски были были прерваны через два года после смерти Иоанна из-за вторжения Лжедмитрия.
После смерти отца и брата судьба её сложилась печально. Сначала держал при себе Лжедмитрий, а когда слух об этом достиг Марины Мнишек и она начала ревновать, её постригли в монахини под именем Ольги в Белоозёрском монастыре.
Об этом периоде жизни Ксении сохранились песни, которые она пела о себе и песни эти уже тогда (при её жизни) пели и в народе. В них Ксения оплакивает свои и своего семейства несчастья, боится, то "Гришки-растриги", который идёт к Москве, "хочет её полонить", а полонивши постричь, а ей, молодой девушке, в монастырь идти боязно, не хочется - "чернеческаго чину ей не сдержати", захочется ей отворить "тёмные кельи", "посмотреть на добрых молодцев". Плачет она о своих царских теремах, о "милых переходах". Плачет о том, кому достанутся их высокие хоромы, "браныя убрусы", "золотыя ширинки", "яхонтовыя серёжки" - не для чего уже будет одевать на себя эти украшения, а нужно будет идти в тёмные кельи - "благословиться у игуменьи".
В 1606 году была переведена в Троицкий монастырь. Там, во время осады поляками и толпами Лжедмитрия II, она находилась вместе с королевой Марией. После взятия монастыря их "ограбили донага, а других бкдных черниц и девиц грабили и на б... брали".
Умерла в 1622 году.
Наталья Кирилловна Нарышкина
Вторая жена царя Алексея Михайловича, вышла из небогатой семьи торусского дворянина Кирилла Полуектовича Нарышкина. Жизнь у небогатого отца впоследствии ставилась ей в укор, Шакловитый говорил как-то Софье (сводная сестра Петра I) о ней: "Вспомни, государыня, какова в Смоленске была- в лаптях ходила!".
В отрочестве была взята на воспитание Артамоном Матвеевым. Там получила блестящее прозападное образование. Сам Матвеев слыл самым просвещённым человеком во всей Руси, жил совершенно по-европейски.
Несмотря на многочисленные препоны со стороны бояр, царь женился на ней. Наталья Кирилловна добавила к уже имеющимся 6 дочерям и 5 сыновьям ещё троих детей: сына Петра и дочерей Наталью и Федору.
Прожила с мужем недолго. После его смерти осталось громадное царское семейство, почти полностью состоящее из женщин: Анна и Татьяна - старые девы - сёстры царя Алексея Михайловича, Ирина, Евдокия, Мария, София, Екатерина и Марфа - дочери от первого брака, Наталья и Федора - дочери от второго и сама Наталья Кирилловна - молодая вдова. на такое значительное число женщин приходилось всего трое мужчин: больной цингой царевич Фёдор, слабоумный Иван и совсем малолетний Пётр.
Бояре сажают на престол Фёдора, а Наталья Кирилловна с Петром вынуждены скрываться. Её наставника, боярина Матвеева, сослали в Мезен, потом в ссылку отправились её братья. Царица-вдова была в загоне, слишком сильно отличались её европейские нравы от нравов патриархальной Руси.
После смерти царя Фёдора бояре выбрали на царство маленького Петра, что не понравилось властолюбивой Софье. Она подняла на бунт стрельцов.
Бунт начался 15 мая 1681 года, ровно в 91-ю годовщину убийства царевича Дмитрия в Угличе.
Ворвавшиеся в Кремль стрельцы "изрубили бердышами Михаила Долгорукого, Матвеева закололи. Стрельцы рыскали по Кремлю и искали Нарышкиных (поводом бунта стал слух что Нарышкины задушили слабоумного Ивана). Ошибкой убили стольника Салтыкова, и извинившись в ошибке перед его отцом, сказав, что приняли покойного за Нарышкина - и отец ещё угостил их водкой. Разрубили на части 80-летнего старика князя Долгорукого, сначала извинившись, что сгоряча убили его сына Михайлу, бросили труп старика на навозную кучу и на труп положили солёную рыбу".
Нарышкиных искали двое суток, бояре, опасаясь за свои жизни, просили выдать им брата царицы, Ивана. Иван был выдан, подвергся пыткам и разрублен на части.
После его смерти у Натальи Кирилловны не осталось никого из близких родственников кроме сына. Она отошла на второй план, а страной правила Софья и остальные царевны.
Выросший Пётр успешно перехватил власть в стране, очередная попытка стрельцов убить его с матерью была предотвращена, стрельцы казнены, а Софья, зачинщица, отправлена в монастырь.
Умерла Наталья Кирилловна 25 января 1694 года на 42 году жизни.
@темы: Литература