Первые упоминания о чае в корейских текстах относятся к VII веку, когда чай был одним из предметов престижного потребления, ввозившихся в Корею из Китая. Во времена династии Корё (X - XIVвв) чай также пользовался немалой популярностью, тогда даже возник местный вариант чайной церемонии, тесно связанный с буддийской традицией. Использовался при этом по преимуществу зелёный чай, а чёрный начал проникать в Корею только в конце XIX века и то в мизерных количествах. В настоящее время в Корее довольно активно действует общество любителей чая, которое организует дегустации и чайные церемонии и даже издаёт специальный журнал, посвящённый культуре чая в Корее и других странах Дальнего Востока. Однако в целом чай остаётся где-то на периферии корейской кулинарной традиции.
читать дальшеПотребление чая стало снижаться в начале XV века. Этот напиток пал жертвой гонений на буддизм, развернувшихся после прихода к власти династии Ли. Чай в сознании людей в те времена слишком тесно ассоциировался с буддийским церемониалом, и в результате после падения буддизма его позиции оказались подорванными. Способствовало упадку культуры чая и то обстоятельство, что это был импортный напиток, а торговля с Китаем не всегда поощрялась властями. Не оправился чай от этого удара и поныне.
Главным повседневным напитком корейцев до самого недавнего времени была просто кипячёная вода, а также рисовый и ячменный отвар.
Вместо собственно чая в нашем понимании корейцы пьют разнообразные отвары и настойки, которые они и называют чаем (чха). Из этих настоек наиболее популярна инсамчха (из женьшеня), ттанъконъчха (из арахиса), сэнганчха (из имбиря), кйепхичха (из корицы), ючжачха (разведённый кипятком густой цитрусовый сироп). Для того чтобы не путать все эти настойки и отвары с собственно чаем - напитком из листьев чайного куста - корейцы часто добавляют для вящей ясности ещё и словечко "наш" (ури), называя подобные отвары ури чха, то есть "наш (корейский) чай".
Корейская чайная церемония
Типичная корейская чайная церемония (ч‘а-ги) включает в себя от 3 до 5 чашек (ч‘ат-чан) и маленький чайник (ч’ акван). Размером он больше китайского, но меньше европейского.
Сначала в чашки и чайник наливают горячую воду для того, чтобы они нагрелись. Затем эту воду выливают в большой сосуд (кэсукурут). Снова нагревают свежую воду, которую, перед тем как заварить ею чай, остужают в сосуде меньшего размера (мулшиким сабал). И снова доливают туда горячую воду для следующей очереди.
После того, как чай заварился, его разливают по чашкам, которые затем ставят на маленькие подносики (патч-им). Хозяин кладет чашку на патч-име перед каждым из гостей. Сначала гости любуются цветом напитка, затем вдыхают его аромат. Потом пьют чай, держа чашки обеими руками и анализируя вкус чая - сначала во рту, затем в горле, и наконец, послевкусие.
Корейцы разделяют вкус чая на сладкий, соленый, горький, крепкий и перцовый со всевозможными градациями.
После того, как первая чашка выпита, уж не хозяин, а сами гости подливают себе чай. ©
@темы:
Корея, корейский язык,
Чай