Недобросовестные практики торговых сетей влияют на повышение цен на продовольственные товарыС таким заявлением выступила сегодня ФАС России. Федеральная антимонопольная служба получила дополнительные доказательства, свидетельствующие о влиянии недобросовестной практики торговых сетей на повышение цен на продовольственные товары.
Доказательства были получены в результате проведения контрольного мероприятия по проверке соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении расчетов торговых сетей «Пятерочка» (ОАО «Агроторг»); «Окей» (ООО «О'КЕЙ»); «Дикси» (ЗАО «ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ»); «Лента» (ООО «ЛЕНТА») с поставщиками продукции на рынке розничной торговли г. Санкт Петербурга. ФАС России проанализировала договорную практику торговых сетей с производителями/поставщиками товаров за 2005, 2006, 2007, первое полугодие 2008 года.
читать дальшеЗаинтересовали Антимонопольную службу условия поставки молочных и кисло-молочных продуктов, хлебобулочных изделий, мяса, колбасы, рыбы, бакалеи (круп, макаронных изделий и пр.), соков и напитков. В каждой сети было проанализировано не менее 40 договоров с поставщиками, в целях встречной проверки были сделаны запросы еще 16 поставщикам.
Заключения, сделанные ФАС России, неутешительны и во многом подтверждают выводы,
сделанные ранее Food-n-Goods:
• розничная цена товара формируется не только исходя из себестоимости производства и наценок на уровнях дистрибьюции товара, но и в значительной степени несет в себе затраты поставщика товара, связанные с дополнительными выплатами в пользу торговых сетей;
• доля дополнительных выплат (бонусы, штрафы, маркетинговые услуги и пр.) поставщиков товаров торговым сетям составляет от 5 до 40% от объемов поставляемых в сеть товаров. При этом существует тенденция ежегодного увеличения объемов выплат поставщиков товаров в пользу торговых сетей;
• с целью компенсации дополнительных выплат поставщикам товаров необходимо пересматривать цены за поставляемый товар. Процесс пересмотра цен на поставляемую продукцию динамичен и зачастую напрямую зависит от процесса увеличения дополнительных выплат;
• увеличился строк отсрочки платежей поставщикам за реализованный торговыми сетями товар. Срок отсрочки платежей в 2005 году в среднем составлял 21-25 банковских дней. Срок отсрочки платежей хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц Х5 Retail Group, в 2008 году увеличился до 45-50 дней, в ряде случае он доходит до 65 дней. Отсрочка платежей, по сути, представляет собой краткосрочный коммерческий кредит.
Таким образом, если поставщики товара осуществляют свою коммерческую деятельность за счет заимствования денежных средств у кредитных организаций, происходит перекредитование поставщиками торговых сетей, вместе с тем, обслуживание такого кредитования осуществляют сами поставщики.
«Учитывая, что торговая наценка сетей на товары составляет минимум 10-15% (на многие товары средняя наценка составляет 30-40%), то даже исходя из минимального уровня торговой наценки, суммарное давление на конечную цену товара всех наценок и выплат, формируемых в торговых сетях, составляет от 20 до 60%», - отмечают в ФАС.
Не повлиял на аппетиты торговых сетей и кризис. Опрос поставщиков, проведённый Федеральной антимонопольной службой, по состоянию на 01.03.2009 года показал, что тенденция роста выплат сохранилась и в договорной практике 2009 года. Так, к примеру, рост бонусных выплат по опрошенным поставщикам бакалеи в сети ОАО «Агроторг» в 2009 году в сравнении с предыдущим годом составил от 50% до 70%!
ФАС России считает необходимым принять меры, направленные на оптимизацию взаимоотношений торговых сетей и поставщиков товаров, в том числе в части сроков и условий платежей за поставленную и реализованную продукцию.
Данная позиция антимонопольного ведомства, в частности, была выражена в ходе подготовки замечаний и предложений в проект федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».Владимир Михайлов, собственный корреспондент
F-n-G