воскресенье, 23 сентября 2007
«Реформа» образования: учителя должны отговаривать школьников от поступления в ВУЗы
21.09.2007 историк К. Ладогин
Работаю я в неплохой школе, имею высшую учительскую категорию. Настало время переаттестации, и отправился я на курсы повышения квалификации учителей. Первая же лекция повергла меня в такой ужас, какой я не испытывал, наверное, с 1993 года.
читать дальшеДва хорошо упакованных, очень благополучных человека лет пятидесяти, один профессор, другой кандидат (педагогических наук, разумеется) очень бодро и совершенно серьезно рассказывали вещи, от которых у меня, да и у весьма либеральных в политическом смысле учителей, присутствовавших в аудитории, шевелились волосы на голове. Временами раздавались нервные смешки. Следует пояснить, что оба лектора еще и успешно зарабатывают деньги в фирмах, занимающихся «мониторингом качества образования».
Эти двое излагали цели и задачи среднего образования в России, официально утвержденные на уровне правительства. Главными авторами их являются Греф, Кудрин и Фурсенко. Фурсенко - министр образования, но появление в этом списке Грефа и Кудрина нуждается в пояснении. Оказывается, в 2004 г. правительство РФ пришло к выводу, что система образования не может сама себя реформировать. Следовательно, надо «продавить, то есть сломать эту систему, извне» (все места в кавычках являются точными цитатами речи лекторов). Поэтому пригласили Грефа и Кудрина.
Отправной точкой этой «реформы» стал 2000 год, когда по данным международных исследований выяснилось, что качество образования в современной России находится на 37-м месте из 42-х возможных. Правда, понятие «качества образования» здесь употребляется в не совсем привычном нормальным людям смысле. Тут полагают, что «качественное образование» это такое, которое можно непосредственно применять в повседневной жизни. Понятно, что научное мировоззрение, которое вырабатывала советская школа, невозможно применить для торговли помидорами на рынке. Большим недостатком старой системы оказалось и то, что 90% знаний, получаемых школьником, были выработаны до 1950 г. и эти знания являются слишком «академическими».
Итак, руководство страны решило сделать наше образование «современным». Прежде всего, было четко сформулировано желаемое (реформаторами) место России в мире. Россия – это не страна, поставляющая ресурсы и гастарбайтеров, как Украина и Молдавия, но в то же время и не страна с инновационной экономикой (к таким счастливым землям относятся США, Швейцария и др.), а государство, в котором производится то, что изобретается в «первом мире». Следовательно, России нужны не научные работники, а квалифицированные рабочие. А наш народ хочет в ВУЗы – сейчас туда поступает 65% выпускников школ. Значит, следует переломить ситуацию. Официально была поставлена задача сделать так, чтобы в ВУЗ поступало не более 30% выпускников, еще 45% - в колледжи (бывшие техникумы), 20% - в технические лицеи (ПТУ), ну а 5% остаются на тех, кто никуда после школы учиться не пойдёт.
Одновременно ставится задача свести высшее образование к бакалавриату, причем в перспективе не четырехлетнему, а трех- или даже двухлетнему, так как только на 2-3 года можно прогнозировать потребность в специалистах с «высшим образованием». «Приоритет государства состоит в том», чтобы количество магистров было не более 10% от выпущенных бакалавров. Простой расчет – 30% выпускников школ поступают в ВУЗы, из них менее 1/10 попадет в магистратуру. Итог – менее 3% выпускников школ получат «полноценное» высшее образование, впрочем, полагаю, несравнимое с нормальным пятилетним. В марте 2007 г. принят закон, окончательно вводящий двухуровневую систему высшего образования. При этом государство гарантирует возможность получения бесплатно только бакалаврского «высшего образования». В магистратуре, «в идеале», придется учиться за деньги. «Система образования должна быть построена так, - говорили нам, - чтобы человек, окончивший любую ее ступень чувствовал себя недоучившимся».
С 1 сентября 2007 г. введен в действие закон об обязательном 11-летнем среднем образовании (вместо обязательного 9-летнего неполного среднего). Нам прямо разъяснили, что это предвыборный ход, и что «наше государство, по своему экономическому развитию, неспособно содержать 11-летнее среднее образование». Для сокращения расходов на образование (что якобы является «целью любого государства») будет найден обходной путь. Уже 11 сентября 2007 г. Государственная дума должна рассмотреть разработанный министерством образования федеральный стандарт среднего образования. В этот стандарт включен объем образования «примерно на три с минусом». Именно этот стандарт и будет финансироваться государством. Он официально «не предусматривает возможности поступления в ВУЗ». Все дополнительные занятия войдут в «школьный компонент», который будет оплачиваться родителями. То есть подготовка к получению высшего образования станет исключительно платной. Лектор сообщил нам, что любая семья может тратить 10-20% своего дохода на образование. На вопрос юной и наивной учительницы: «А если этого не хватит?» - ей ответили: «Надо больше зарабатывать!»
Одна из задач, которая официально ставится перед учителями, - «сделать так, чтобы школьник сознательно отказался от поступления в ВУЗ и стал делать горизонтальную карьеру», ведь «в Германии, стране автомобилей, самая престижная профессия - автомеханик». Кроме того, мы узнали, что сын нашего лектора, «профессора с молодых ногтей», поступил в институт («ну, вы понимаете, я там договорился»), был исключен из ВУЗа со второго курса и пошел торговать спортивной одеждой, а теперь «он состоялся и хочет стать театральным критиком, просто для души».
-http://www.comstol.ru/Ob/96.html Постоянный адрес статьи.
@темы:
Веселое,
Для памяти,
Люди
Почему? По-моему очень весело. Со стороны наблюдать за геноцидом нации. При этом быть частью этой нации и находиться в трезвом уме и здравой памяти.
Рыжий Вампирёныш
Он не подкрадывается. С момента прихода к власти Ельцина он полноправный хозяин России.
просто реально обидно - у большинства одни понты и распальцовки, а как на деле что-то сделать...
Мне тоже пост понравился,но здесь я не о том, что нас "злобные чурки гнетут", а реально на уровне правительства наруется Конституция.
Кстати, началась предвыборная гонка - это тоже не следует сбрасывать со счетов. Сама я этого (разъяснения по поводу одразовательной политики), естественно, не слышала, а вот статейкой этой разродился коммунистический сайт. Не во всё, но во многое в ней верится легко, поскольку у знакомых есть дети, которые ходят в школы и от того, что и как там сейчас преподают иной раз даже у меня волосы дыбом встают.
а насчёт школ... да, советская система БЫЛА лучшей в мире. а сейчас посмотришь - правда страшно становится...
я училась в одной из самых действительно неплохих школ города... но отличницей была всю жизнь не благодаря какой-то школе, а по собственному желанию и принципам... не могу сказать, что сейчас в школах действительно даётся много - и это страшно...
и проблем в нынешнем поколении гораздо больше, чем раньше. да, не спорю, наркота, *лядство и прочие радости жизни были всегда, но не в таких масштабах. а добавив к этому обстановку с ежесекундно ухудшающимся образованием, мне страшно и подумать, каким будет следующее поколение...
О судьбах следующего поколения лучшее вообще сейчас не думать - потом не ночью не уснёшь. Наверное, никогда не забуду возмущение одной из моих коллег, ребёнку которой в школе на уроке труда дали задание сделать чертёж загородного дома из трёх этажей с расстановкой мебели и расчётом метража. Ребёнок учился в третьем классе.
Рыжий Вампирёныш что, пушной звеpёк потихоньку подкрадывается(((
И не говори
к слову о геноциде - мне, кстати, пост Сусанина очень понравился...
Пасиб
Маг и Чародей Кстати, началась предвыборная гонка - это тоже не следует сбрасывать со счетов. Сама я этого (разъяснения по поводу одразовательной политики), естественно, не слышала, а вот статейкой этой разродился коммунистический сайт
Хм... Вообщее то сомнения реззонны... Все таки в большую ложь легче поверить чем в маленькую...
Все таки в большую ложь легче поверить чем в маленькую...