"Это секрет!"
Известны две разновидности вееров - опахала и собственно веера. Опахало существовало с незапамятных времён и представляло собой плоский экран, укреплённый на рукояти.
Складной же веер попал в Европу из Китая в конце XV- начале XVI века и вытеснил опахало во второй половине XVII века.
В XVII веке Россия начинает устанавливать тесные связи с западноевропейскими государствами. Возник интерес к западной одежде и чужеземным предметам, в том числе и веерам.
читать дальшеВеера в это время очень ценили. Их передавали по наследству, получали в дар по большим праздникам. Спрос на них был столь велик, что со второй половины XVII века их начинают делать в мастерских Оружейной палаты.
После принятия устава 1718 года об ассамблеях женщины высших слоёв общества втягиваются в придворную жизнь с её разнообразными торжественными собраниями. Теперь при выборе царицы назначенного бала устроитель празднества посылал ей накануне веер, пару перчаток и цветы.
Заметное оживление в бытовании веера наступило при царствовании Елизаветы Петровны. Ну а золотым веком считается середина 18 века. Теперь веер - обязательная, неотъемлемая часть женского туалета. Без него уже не мыслится появление дамы в свете. Как писал один англичанин, "дама без веера чувствовала себя как кавалер без шпаги". Дабы удовлетворить растущий спрос на веера, в столичных городах возникают специальные фабрики. Но особый успех имеют парижские веера.
Производство веера было делом непростым. Над их созданием трудились художники, граверы, ювелиры, резчики по кости, дереву и другим материалам, специалисты по бумаге, ткани, шитью.
Веерный каркас делался чаще всего из слоновой кости, перламутра, черепахи, реже дерева, меди, золота, серебра. Для удешевления веера иногда использовали кости лошади или коровы, а также имеющиеся в России моржовую и мамонтовую кость.
Складной экран веера изготовлялся из бумаги, пергамента, шёлка, лайки, украшался росписью, вышивкой, кружевами, блёстками, гравюрами. В XVIII веке роспись выполнялась гуашевыми красками, реже тушью, в конце века - акварелью.
В XIX веке появляются веерные экраны, созданные из кружева, гипюра, атласа, бархата, перьев. Нередко их делали целиком из черепаховых, костяных и роговых пластинок.
Роспись веерных экранов была разнообразной. Сюжеты черпались из мифологии, библейских сказаний, известных литературных произведений, исторических событий. Но самыми распространёнными и любимыми были галантные сцены и любовные свидания.
Существовала и другая разновидность веера - каминные опахала, предназначенные для навевания прохлады и защиты от огня сидящих у камина собеседников.
Во второй половине XVIII века веер становится орудием изощрённого кокетства. Исскуство владения им требовало большого умения, изобретательности и ловкости.
Известная писательница мадам де Сталь не случайно изрекла, что "из всех элементов, составляющих туалет элегантной женщины, ни один она не может так ловко использовать как веер".
Веер часто выполнял роль почтальона, передавая любовные послания предмету обожания. Нередко он помогал его владелице блеснуть остроумием и начитанностью. Секрет был прост: с оборотной стороны прикреплялись стихи, анекдоты, афоризмы.
Во второй половине XIX века, по мере проникновения веера в более низкие слои общества, производители стараются его удешевить. Часто экраны делаются почти без украшений. Для станков используют рог, крашеное дерево, коровью кость.
Имеющиеся в стране журналы, дамские газеты, вроде "Модного света", нередко предлагают руководства по изготовлению вееров и их футляров в домашних условиях ("Модный свет" СПб. 1877. №13 с.131)
Начало XX века всё ещё отмечено широким распространением вееров. Памятные веера, например, с небольшими подарками вручались сотым и тысячным покупателям крупных магазинов.
Язык веера (взято у Нурико)
Язык веера, появившийся во Франции в эпоху Людовиков, а потом перекочевавший вместе с веером и в Россию, сложен ныне для понимания. Он дошел до нас, в основном, в виде противоречивых описаний, не подкрепленных иллюстрациями. Человеком своего времени он «читался» в процессе разговора, по перемене положения веера, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных «листиков».
Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был мужчина, которому адресовались послания. Это был тайный язык влюбленных, поэтому в портретах XVIII века изображения дам с веером встречаются не часто, а если они и есть, веер, как правило, «молчит» (он закрыт). Это вполне объяснимо: портрет предназначался для потомков, и подробностей интимного характера в нем отражать не предполагалось. Закрытые веера на русских портретах XVIII века свидетельствуют скорее о приближении изображенной к брачному возрасту, когда женщины как раз и начинали «махаться». В конце XVIII века в России появляются портреты дам с полуоткрытыми веерами, но это свидетельствует скорее о провинциализме художника и модели, не знавших в совершенстве, в отличие от столичных художников установлений и правил поведения аристократии.
В 1911 году в Москве вышел сборник правил хорошего тона, в котором несколько страниц посвящено искусству владения веером: «Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни», составленный «по лучшим русским и иностранным источникам А. Комильфо».
В этом сборнике рассказано о значениях цвета веера и о знаменитом «языке веера». Значение цвета веера.
белый означает невинность;
черный – печаль;
красный – радость, счастье;
лиловый – смирение, искренность;
голубой – постоянство, верность;
желтый – отказ;
зеленый – надежду;
коричневый – недолговременное счастье;
черный с белым – нарушенный мир;
розовый с голубым – любовь и верность;
веер, вышитый золотом – богатство;
шитый серебром – скромность;
убранный блестками – твердость и доверие.
Движения веером.
«Чтобы выразить веером согласие
«да» – следует приложить веер левой рукой к правой щеке.
«Нет» – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
«Ты мой идеал» – дотронуться открытым веером до губ и сердца.
«Я тебя люблю» – правой рукой указать закрытым веером на сердце.
«Я вас не люблю» – сделать закрытым веером движение в сторону.
«Я к вам не чувствую приязни» – открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.
«Мои мысли всегда с тобою» – наполовину открыть веер и провести им несколько раз по лбу.
«Верить ли вашим словам?» – закрытый веер держать у левого локтя.
«Будьте осторожны, за нами следят» – открытым веером дотронуться до левого уха. «Мои слова не должны быть переданы другим» – правой рукой держать открытый веер и прикрыть им левую руку.
«Твои слова умны» - приложить закрытый веер ко лбу.
«Хочешь меня выслушать?» – открыть и закрыть веер.
«Выскажись яснее» – наклонить голову, рассматривая закрытый веер.
«Не приходи поздно» - правую сторону открытого веера держать перед тем, с кем ведется разговор, а затем быстро закрыть его.
«Я не приду» – держа веер левой стороной перед тем, с кем идет речь, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.
«Я жду ответа» – ударить веером по ладони.
«Я буду исполнять твои желания» – открыть веер правой рукой и снова закрыть. «Мужайся!» – открытый веер приложить к груди.
«Делай как я хочу» – закрытый веер держать посередине.
«Не приходи сегодня» – провести закрытым веером по наружной стороне руки.
«Ты меня огорчил» – быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками. «Прости меня» – сложить руки под открытым веером.
«Я хочу с тобой танцевать» – открытым веером махнуть несколько раз к себе, т.е. поманить.
«Я сделалась недоверчива» – барабанить закрытым веером по ладони левой руки. «Молчи, нас подслушивают» – дотронуться закрытым веером до губ.
«Приходи я буду довольна» – держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой.
Если собеседник, пользующийся особенным расположением просит веер, то ему следует подать его верхним концом, что означает не только симпатию, но и любовь. Для выражения же презрения, веер подается ручкой, т.е. нижним концом. Подать же веер открытым не следует, так как это означает просьбу или же просто напрашивание на любовь».
Складной же веер попал в Европу из Китая в конце XV- начале XVI века и вытеснил опахало во второй половине XVII века.
В XVII веке Россия начинает устанавливать тесные связи с западноевропейскими государствами. Возник интерес к западной одежде и чужеземным предметам, в том числе и веерам.
читать дальшеВеера в это время очень ценили. Их передавали по наследству, получали в дар по большим праздникам. Спрос на них был столь велик, что со второй половины XVII века их начинают делать в мастерских Оружейной палаты.
После принятия устава 1718 года об ассамблеях женщины высших слоёв общества втягиваются в придворную жизнь с её разнообразными торжественными собраниями. Теперь при выборе царицы назначенного бала устроитель празднества посылал ей накануне веер, пару перчаток и цветы.
Заметное оживление в бытовании веера наступило при царствовании Елизаветы Петровны. Ну а золотым веком считается середина 18 века. Теперь веер - обязательная, неотъемлемая часть женского туалета. Без него уже не мыслится появление дамы в свете. Как писал один англичанин, "дама без веера чувствовала себя как кавалер без шпаги". Дабы удовлетворить растущий спрос на веера, в столичных городах возникают специальные фабрики. Но особый успех имеют парижские веера.
Производство веера было делом непростым. Над их созданием трудились художники, граверы, ювелиры, резчики по кости, дереву и другим материалам, специалисты по бумаге, ткани, шитью.
Веерный каркас делался чаще всего из слоновой кости, перламутра, черепахи, реже дерева, меди, золота, серебра. Для удешевления веера иногда использовали кости лошади или коровы, а также имеющиеся в России моржовую и мамонтовую кость.
Складной экран веера изготовлялся из бумаги, пергамента, шёлка, лайки, украшался росписью, вышивкой, кружевами, блёстками, гравюрами. В XVIII веке роспись выполнялась гуашевыми красками, реже тушью, в конце века - акварелью.
В XIX веке появляются веерные экраны, созданные из кружева, гипюра, атласа, бархата, перьев. Нередко их делали целиком из черепаховых, костяных и роговых пластинок.
Роспись веерных экранов была разнообразной. Сюжеты черпались из мифологии, библейских сказаний, известных литературных произведений, исторических событий. Но самыми распространёнными и любимыми были галантные сцены и любовные свидания.
Существовала и другая разновидность веера - каминные опахала, предназначенные для навевания прохлады и защиты от огня сидящих у камина собеседников.
Во второй половине XVIII века веер становится орудием изощрённого кокетства. Исскуство владения им требовало большого умения, изобретательности и ловкости.
Известная писательница мадам де Сталь не случайно изрекла, что "из всех элементов, составляющих туалет элегантной женщины, ни один она не может так ловко использовать как веер".
Веер часто выполнял роль почтальона, передавая любовные послания предмету обожания. Нередко он помогал его владелице блеснуть остроумием и начитанностью. Секрет был прост: с оборотной стороны прикреплялись стихи, анекдоты, афоризмы.
Во второй половине XIX века, по мере проникновения веера в более низкие слои общества, производители стараются его удешевить. Часто экраны делаются почти без украшений. Для станков используют рог, крашеное дерево, коровью кость.
Имеющиеся в стране журналы, дамские газеты, вроде "Модного света", нередко предлагают руководства по изготовлению вееров и их футляров в домашних условиях ("Модный свет" СПб. 1877. №13 с.131)
Начало XX века всё ещё отмечено широким распространением вееров. Памятные веера, например, с небольшими подарками вручались сотым и тысячным покупателям крупных магазинов.
Язык веера (взято у Нурико)
Язык веера, появившийся во Франции в эпоху Людовиков, а потом перекочевавший вместе с веером и в Россию, сложен ныне для понимания. Он дошел до нас, в основном, в виде противоречивых описаний, не подкрепленных иллюстрациями. Человеком своего времени он «читался» в процессе разговора, по перемене положения веера, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных «листиков».
Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был мужчина, которому адресовались послания. Это был тайный язык влюбленных, поэтому в портретах XVIII века изображения дам с веером встречаются не часто, а если они и есть, веер, как правило, «молчит» (он закрыт). Это вполне объяснимо: портрет предназначался для потомков, и подробностей интимного характера в нем отражать не предполагалось. Закрытые веера на русских портретах XVIII века свидетельствуют скорее о приближении изображенной к брачному возрасту, когда женщины как раз и начинали «махаться». В конце XVIII века в России появляются портреты дам с полуоткрытыми веерами, но это свидетельствует скорее о провинциализме художника и модели, не знавших в совершенстве, в отличие от столичных художников установлений и правил поведения аристократии.
В 1911 году в Москве вышел сборник правил хорошего тона, в котором несколько страниц посвящено искусству владения веером: «Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни», составленный «по лучшим русским и иностранным источникам А. Комильфо».
В этом сборнике рассказано о значениях цвета веера и о знаменитом «языке веера». Значение цвета веера.
белый означает невинность;
черный – печаль;
красный – радость, счастье;
лиловый – смирение, искренность;
голубой – постоянство, верность;
желтый – отказ;
зеленый – надежду;
коричневый – недолговременное счастье;
черный с белым – нарушенный мир;
розовый с голубым – любовь и верность;
веер, вышитый золотом – богатство;
шитый серебром – скромность;
убранный блестками – твердость и доверие.
Движения веером.
«Чтобы выразить веером согласие
«да» – следует приложить веер левой рукой к правой щеке.
«Нет» – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
«Ты мой идеал» – дотронуться открытым веером до губ и сердца.
«Я тебя люблю» – правой рукой указать закрытым веером на сердце.
«Я вас не люблю» – сделать закрытым веером движение в сторону.
«Я к вам не чувствую приязни» – открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.
«Мои мысли всегда с тобою» – наполовину открыть веер и провести им несколько раз по лбу.
«Верить ли вашим словам?» – закрытый веер держать у левого локтя.
«Будьте осторожны, за нами следят» – открытым веером дотронуться до левого уха. «Мои слова не должны быть переданы другим» – правой рукой держать открытый веер и прикрыть им левую руку.
«Твои слова умны» - приложить закрытый веер ко лбу.
«Хочешь меня выслушать?» – открыть и закрыть веер.
«Выскажись яснее» – наклонить голову, рассматривая закрытый веер.
«Не приходи поздно» - правую сторону открытого веера держать перед тем, с кем ведется разговор, а затем быстро закрыть его.
«Я не приду» – держа веер левой стороной перед тем, с кем идет речь, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.
«Я жду ответа» – ударить веером по ладони.
«Я буду исполнять твои желания» – открыть веер правой рукой и снова закрыть. «Мужайся!» – открытый веер приложить к груди.
«Делай как я хочу» – закрытый веер держать посередине.
«Не приходи сегодня» – провести закрытым веером по наружной стороне руки.
«Ты меня огорчил» – быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками. «Прости меня» – сложить руки под открытым веером.
«Я хочу с тобой танцевать» – открытым веером махнуть несколько раз к себе, т.е. поманить.
«Я сделалась недоверчива» – барабанить закрытым веером по ладони левой руки. «Молчи, нас подслушивают» – дотронуться закрытым веером до губ.
«Приходи я буду довольна» – держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой.
Если собеседник, пользующийся особенным расположением просит веер, то ему следует подать его верхним концом, что означает не только симпатию, но и любовь. Для выражения же презрения, веер подается ручкой, т.е. нижним концом. Подать же веер открытым не следует, так как это означает просьбу или же просто напрашивание на любовь».
@темы: История, одежда, обувь, статья