"Это секрет!"
Перевод с английского С. Скрипниченко, М.С. Рябовой и А.В. Пантелеевой под ред. Н.Н. Трубниковой и Ильи Оказова. См.: Nakamura Hajime. Some Features of the Japanese Way of Thinking // Monumenta Nipponica, vol. 14, No 3/4 (Oct.1958 — Jan. 1959), p. 277-318.


В нашей более ранней работе[1] мы пытались проанализировать такую характерную для японца особенность мышления, как абсолютную преданность лидеру. Хотя это эссе и не носило характера исчерпывающего исследования, оно открывало путь к более глубокому пониманию того огромного влияния на японцев, которое в прошлом оказывали и продолжают в настоящем оказывать лидеры, особенно религиозные. Фигура кё:со (教祖, основателя или основательницы) современных религиозных движений — это пример той притягательности для масс, которую способны иметь некоторые типы людей.
В настоящей работе обсуждаются еще три черты японского характера. Взятые вместе, эти три особенности — а именно, натуралистическое мировоззрение, дух толерантности и некритическое усвоение чуждых культурных элементов — помогут нам объяснить почти завершенную секуляризацию религии в Японии.


Натуралистический взгляд на жизнь

читать дальше

@темы: Япония и иже с ней

Комментарии
04.10.2017 в 20:40

"Это секрет!"
Буддийская школа Рицу (律;) с ее 250 заповедями также была известна в Японии, но никогда не была там распространена так, как в Индии и Китае. Хотя аскетические практики этой школы (похожие на раннебуддийские) были далеко не столь суровы суровы, как индийские, но всё же они были слишком сложны, чтобы быть принятыми большинством японцев. Поскольку даже буддизм в Японии склонялся к гедонизму, следование Закону было способом получения мирского удовольствия, например, для аристократов периода Хэйан. «Благоухание цветущих слив перед весенней усадьбой смешивается с дуновением из зарослей бамбука, рождая чувство, будто ты находишься в стране живого Будды»[14]. Для них буддийские обряды в этом мире сами по себе были Чистой Землей, неким раем. По сути, это просто значило: «Приятно провести вечер, слушая пение красивых голосов, исполняющих сутры»[15]. Такая тенденция в итоге привела к утрате заповедей, как сетует «Собрание песка и камней» (沙石集, «Сясэки-сю:»):
«Чэнь-жэнь из храма Лун-син в Тан распространил правильное учение о заповедях и основал буддийский обряд посвящения согласно учению, но со временем всё это стало искажаться. Начиная со средних веков буддийское посвящение стало всего лишь словом; люди собираются из разных краев просто затем, чтобы покрасоваться в храме на помосте для посвящений. Они не знают ничего о больших и малых заповедях, не пытаются выучить никаких правил. Напротив, они только считают годы после принятия посвящения и позволяют себе скатываться до уровня монахов, принимающих службы за ничто. Итак, время воздержанности и следования заповедям закончилось»[16].
читать дальше
04.10.2017 в 20:44

"Это секрет!"
Как и пьянство, половые сношения между мужчинами и женщинами также имели место в японском буддизме. Признанные шедевры японской литературы, романы, подобные «Повести о Гэндзи», описывают сладострастные сцены и распутных персонажей, которые все же считаются прекрасными. Эта традиция японского искусства и литературы явно расходится с этическими взглядами конфуцианства. Буддизму также присуща подобная тенденция. В период упадка буддизма в Индии определенные сексуальные ритуалы практиковались, но среди китайских буддистов такого не происходило. читать дальше
04.10.2017 в 20:45

"Это секрет!"
Хорошо известна склонность японцев твердо придерживаться специфических близких человеческих уз. Отрицание заповедей кажется на первый взгляд несовместимым с подобной тенденцией, но не всегда одно противоречит другому. Ведь заповеди не обязательно согласуются с устоями здравого смысла. В раннем буддизме при определенных условиях употребление мяса разрешалось, хотя в большинстве школ махаяны оно было запрещено. Питие хмельного запрещалось и в хинаяне, и в махаяне. Брак монахам не разрешался нигде, за исключением позднего эзотерического буддизма. Эти вопросы чрезвычайно принципиальны для самых основ религии — но с точки зрения защиты близких человеческих отношений они не столь важны. Среди японцев преобладает, с одной стороны, пренебрежение заповедями, с другой — верность близким вплоть до самопожертвования. Такое отношение порождает мысль, что приятие естественных побуждений и отрицание аскезы не обязательно означают отказ от нравственного порядка.
Часто это толкуют как недостаток направляющего духа, говоря об упадке монашества. Но указанное явление намного глубже, чем просто ответственность религиозных людей. Оно укоренено в японском стиле мышления.
04.10.2017 в 20:47

"Это секрет!"
Дух толерантности

читать дальше
04.10.2017 в 20:49

"Это секрет!"
Для японцев с их духом толерантности вечные муки являются чем-то совершенно невообразимым. Католический священник, отказавшийся от христианства из-за преследований во времена режима Токугава, осуждал идею вечных мук, проповедуемую в христианстве. Он говорил о наградах и наказаниях в ином мире так: если Бог есть Благой Господь, то Ему следовало бы скорее судить Себя, а не осуждать людей и не наказывать их за их грехи. Среди многих доктрин христианства идея вечных мук особенно трудна для понимания японцев. читать дальше
04.10.2017 в 20:51

"Это секрет!"
На уровне поверхностного значения слов высказывания Хо:нэн диаметрально противоположны утверждениям индийских учителей, составивших «Сукхавати-вьюха-сутру». Однако именно на этом была основана теория, по которой даже злые люди вправе надеяться быть спасенными буддой Амитабхой. Возможно, Синран не имел в виду именно это учение, но очевидно, что в целом именно такая точка зрения легла в основу доктрины основанной им школы Син (真宗;).
читать дальше
04.10.2017 в 20:52

"Это секрет!"
Такое толерантное отношение, вероятно, было унаследовано от раннего буддизма. Примечательно, что несмотря на склонность к фракционному делению, японцы не стремились дискутировать со своими теоретическими оппонентами. читать дальше
04.10.2017 в 20:53

"Это секрет!"
Местные боги Японии, даже столь возвысившись над священными духами природы, которыми они были прежде, все же сохранили свое особенное существование в неприкосновенности. Этим они совершенно отличаются от богов западных стран — например, от божеств древней германской религия, следы почитания которых обнаруживаются в некоторых христианских праздниках. Японцы никогда не считали необходимым отрекаться от своих традиционных верований, чтобы стать ревностными почитателями буддизма. читать дальше
04.10.2017 в 20:54

"Это секрет!"
Эти слова были приняты как девиз достаточно недавно. Урабэ Канэтомо, который защищал синтоистский монизм, утверждал: «Синто: есть корень всех учений. Те два учения (конфуцианство и буддизм) суть ответвления синто:»[57]. Нет надобности говорить, что движения учителей синто: и кокугаку из школ Мотоори и Хирата, сделали многое для пропаганды и убеждения людей в подобной шовинистической идее. Были среди них и мыслители, выражавшие свое несогласие с такой точкой зрения, но эта тенденция была слишком слабой, чтобы противостоять основному направлению мысли.
читать дальше
04.10.2017 в 20:56

"Это секрет!"
Он соглашается с синтоистскими мыслителями в том, что «эта земля есть страна богов»[69]. Он не признает универсального закона человека как человека. Напротив, он утверждает: «Я никогда не слышал, чтобы нечто можно было называть Путем, отличным от Пути господина или отца»[70].
читать дальше
04.10.2017 в 20:58

"Это секрет!"
Можно возразить, что, поскольку произведения искусства воспринимаются с помощью интуиции, постольку их достоинства могут быть легко поняты другими народами. Однако что касается мира мысли, то здесь посредником коммуникации является язык, что затрудняет понимании идей одного народа другими народами. Такое возражение неосновательно. читать дальше
04.10.2017 в 21:01

"Это секрет!"
Культурное многообразие — слабость критического духа

читать дальше
04.10.2017 в 21:02

"Это секрет!"
Эта слабость проявляется в практическом социальном поведении, как в политике, так и в других областях, но еще более она заметна в области мышления, где логическое противостояние неизбежно. Что касается буддизма, то современная жизнь монахов и простых верующих сильно отличается от той, какой она была до реставрации Мэйдзи. читать дальше
04.10.2017 в 21:06

"Это секрет!"
Автор просто наслаждается сменой времен года, здесь нет сколько-нибудь серьезного чувства греха или осознания греховности, как нет и абсолютной преданности будде. Для сосредоточения при аскетических практиках индийцы изобрели различные методы, например, испытание себя с помощью «пяти огней» (когда вокруг аскета, сидящего под палящим солнцем, разжигалось четыре костра) или сидение на полу, усыпанном острыми осколками. Подобную истовость аскезы едва ли можно встретить у японцев. И для китайцев, и для индийцев совершенно не характерно подобное признание буддийского отшельника: «я отдыхаю…». читать дальше
04.10.2017 в 21:07

"Это секрет!"
В началеи периода Эдо автор по имени Нёрайси (如儡子;) написал «Записку о ста восьми тё:» (十八町記, «Хякухаттё:ки»). В этой книге утверждается, что в каждом из трех основных учений — конфуцианстве, даосизме и буддизме — есть по одному «ри»[93] (что означает и «Принцип», и «3927 м»). А если каждое из трех учений содержит по одному ри, а один ри состоит из 36 тё: (町, 109,09 м), то всего получается 108 тё:. Таким образом, название книги возникло из игры слов[94]. В таком забавном виде единство трех учений проповедовалось обществу и воспринималось им.
читать дальше