А.Ю. Ионов (научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН)
Происхождение трактата太平经 "Тайпин цзин" - "Канон Великого Спокойствия". Это произведение давно привлекает внимание русскоязычных читателей, которые пока знакомятся с ним по отдельным фрагментам. Основная идея трактата говорит о гармоничном состоянии человека и природы, что является архетипической сущностью всей китайской культуры, получившей категориальное значение культуры Дао. "Канон Великого Спокойствия" детально описывает способы, позволяющие уменьшить вред, который причиняет чрезмерная человеческая активность, нарушающая природно-человеческое равновесие.
читать дальшеЭту мудрость "Канон Великого Спокойствия" излагает в философском жанре - монолог оживотворённой природы (мудрость) переходит в монолог философа (мыслителя). Притягательность китайской философии для многих людей заключается именно в этой даосской специфике мировидения, сфокусированной на "естественности" (自然 цзыжань). Если нет "естественности", человек изменяет себе, а затем приходит в конфликт с окружающим миром. Даосы выработали простую и общепонятную максиму: для выживания общества необходима не только его разумная организация, но и , прежде всего, индивидуальное "пестование себя" (自养 цзыян).
"Канон Великого Спокойствия" с эпохи Восточная Хань (25 - 220 г) занимает важное место в даосской традиции. Текст известен в разных редакциях, входит в "Даосскую сокровищницу" (道藏 дао цзан) и используется в даосской обрядовой практике. Первый иероглиф в названии канона символизирует Небо, порождающее все существа. Второй иероглиф - Землю, вскармливающую их. Человек распоряжается вещами, которые ограничивают и в то же время поддерживают его деятельность.
Наиболее ранний вариант «Канона» получил распространение под названием «Канон Великого Спокойствия, объемлющего Изначальное в соответствии с календарем, посланным небесным чиновником» (天官历包元太平经 тяньгуань ли баоюань тайпин цзин) в 12 свитках. Он был написан Гань Чжункэ для императора Чэн-ди (33–7 гг. до н.э.) еще при Западной Хань (206 г. до н.э.– 9 г. н.э.). Два других варианта – «Книга чистого руководства Великого Спокойствия» (太平清领书 тайпин цинлин шу) в 170 свитках и «Канон пещерного предела Великого Спокойствия» (太平洞极经 тайпин дунцзи цзин) в 144 свитках появились позднее.
«Книга чистого руководства» была известна в восточных землях Китая, где исцеляли людей заговоренной водой даос Юй Цзи и глава даосской школы «Путь Великого Спокойствия» (太平道 тайпин дао) Чжан Цзяо. «Канон пещерного предела» появился в Сычуани и стал известен благодаря даосской школе Чжан Даолина «Путь пяти мер риса» (五斗米道 удоуми дао ). Идеи трактатаВ XX веке наибольший вклад в научное изучение всех фрагментов текста внес известный исследователь даосизма, профессор Академии Общественных Наук Китая Ван Мин (1911–1992). Он написал фундаментальный труд «Сопоставление Канонов Великого Спокойствия» (太平经合校 тайпин цзин хэ цзяо), в котором свел воедино сохранившиеся фрагменты.
Одно из достоинств трактата – рекомендации по управлению «жизненной силой». Они предназначены императору, который символизирует человеческое начало. Именно советы «Сыну Неба» (天子 тяньцзы) составляют главную часть книги. Параллельно излагается учение об управлении Поднебесной в соответствии с принципами «Великого Спокойствия». Оно основано на архетипе «пяти стихий» (五行 усин), детально разработанном даосской школой, начала которой положили легендарные Хуан-ди и Лао-цзы.
читать дальшеОдной из гарантий сохранения принципов управления Поднебесной выступает метод психофизического совершенствования «пестования себя», укорененный в «сохранении Единого» (守一 шоу и): «Простой и понятный способ сохранения Единого является корнем долголетия». Среди других методов упоминаются воздержание от злаков, питание «жизненной силы», прием снадобий, взращивание сексуальной энергии, возвращение юного облика, искусство жилищной планировки, иглоукалывание и прижигание, искусство предсказаний, искусство поиска потерянных предметов и соблюдение запретов.
Большое внимание в трактате уделено также магическим заклинаниям, действие которых может избавить от вредоносных сил, позволяет обрести счастье, помогает в лечении болезней и продлевает жизнь. Заклинания сопровождаются соблюдением постов и молебнами. Посты способствуют телесному и духовному очищению, а молебны – отведению беды.
При этом тело человека отражает любые изменения Небесного Дао, буквально, танцует его. Небо как неограниченный набор возможностей в то же время содержит в себе императив ограничения человеческой воли. Нарушение человеком этого императива ведет к бедам и несчастьям. Если нарушения поверхностные и не затрагивают небесные установления в целом, то возникают лишь болезни. Если нарушения глубоки, то следствием является угасание государства и гибель семьи.
В каноне есть также представления о «естественности» человеческого общества. Социальное воспроизводство связано с идеей «передачи ответственности» (承负 чэнфу), которая переносится на грядущие поколения. Если Человек как сила мироздания достигает чрезмерного усиления, Небо и Земля восстают против него. Намерение покорить природные процессы и поставить их на службу человеческому обществу опасно. Благо для цивилизации может стать великим злом для каждого человека.
Идея «передачи ответственности» отличается от пришедшей в Китай из Индии буддийской идеи кармы (业
. Термин «карма» переводится как «дело», «занятие», «труд». В этом буддийском понятии центральное место занимают безличные причинно-следственные связи, которые заставляют испытывать последствия поступков, содеянных в прошлой жизни. Представление о карме формирует негативное отношение к труду, что для китайцев не характерно.
В китайских представлениях безличного воздаяния нет. Если одно поколение делает слишком много зла, то духовные сущности Неба и Земли восстанавливают равновесие, мстят последующим поколениям людей. Страдает не одинокий скиталец в череде перерождений, но обычный человек как представитель рода, а вместе с ним род в целом.
В «Каноне Великого Спокойствия» формируются представления об источнике всего сущего, на которых строится даосское учение о бессмертии. Поскольку тело поддерживает дух, а дух оберегает тело, то для обретения духовной силы необходимо взращивание и продление жизни. Это правило проецируется и на социальную структуру, которая подчинена духовному миру. Следовательно, для достижения бессмертия человеку необходимо заботиться и о своем социальном теле. Здесь силы небесные и силы земные сопрягаются и вступают в сложное взаимодействие.
Если люди творят зло, то детей и внуков постигнет несчастье. Если люди творят добро, то детей и внуков ожидает богатство. Судьба нынешних людей есть результат деяний предков. Если предки творили зло, то нынешних людей ожидают несчастья. Благосостояние последующих поколений зависит от того, что им оставили в наследство прежние поколения. Таким образом, добропорядочная семья получит благополучие, а недобропорядочная семья придет к несчастью. Так говорит «Тайпин цзин».
Во многом гармония человека и природы зависит от соблюдения равновесия между социальными группами, чему способствует ряд правил:
– как не оказывать милости людям бескорыстным и не поддерживать чиновников, имеющих чистые помыслы, если преступления, как правило, совершают те, кто ищет выгоды!?
– спокойствие есть благо для всех, чрезмерная деятельность должна быть ограничена правителем;
– гармоничное общество основывается на уважении к труду;
– регулярная помощь бедным поддерживает также и богатых;
– особое значение имеют охрана горных лесов и бережное использование земельных угодий.
Одна из главных мыслей канона заключается в том, что человек несет ответственность за все, что он делает. Даосизм переходит от теории «естественности» к осмыслению практики «пестования себя», в результате которого следование Дао превращается в постижение судьбы, а судьба и есть человеческая натура, как говорят китайские мудрецы."Китай" №2, 2014