"Это секрет!"
Безплатн. прилож. къ журн. "ЮНАЯ РОССIЯ", №3, 1909г
Я.А. Берлинъ
Люди всякаго чина и званiя
культурно-историческiе очерки
Москва
Типографiя К.Л. Меньшова, Арбатъ Никольскiй пер., д. 31
1909
Я.А. Берлинъ
Люди всякаго чина и званiя
культурно-историческiе очерки
Москва
Типографiя К.Л. Меньшова, Арбатъ Никольскiй пер., д. 31
1909
ИМХО Тоненькая, но интересная книжка. Рассчитана на детей, особой глубиной и всеохватностью не страдает, зато постарались сделать текст связным и интересным. Мне очень понравилась.
Отъ автора
Подъ общимъ заглавiемъ "Люди всякаго чина и званiя" авторъ задумалъ дать рядъ очерковъ изъ исторiи общественной и отчасти духовной культуры, доступныхъ пониманiю юныхъ читателей. Читатель найдётъ здесь исторiю торговыхъ людей и торгового дела; исторiю суда и правосудiя; исторiю актёров и театра и т.д. Очерки эти составляютъ продолженiе "Исторiи трудящихся", печатавшейся на страницахъ "Юной Россiи" в 1907 году и затемъ вышедшей отдельнымъ изданiемъ.
I Торговые люди
читать дальше1 Когда их ещё не было
На заре человеческого общежития, в пору первобытной общинно-родовой жизни ещё не было купли-продажи. Сородичи-однообщинники не различали ещё "моего" и "твоего". Но они уже различали "своё" от "чужого". "Чужим" являлось для них всё, что относится к иноплеменникам.
Так при встрече с чужеродцем пробуждается впервые в человеке жажда наживы, дух алчности. И вооружённою рукою старается он захватить чужое и сделать своим. Но постепенно из такого вооружённого грабежа рождается мирный обмен.
2 Не меч, но мир
Недоверчиво сходятся люди враждебных племён для обмена своими продуктами. Самое надёжное - не встречаться лицом к лицу. И враги вступают между собой в торговые сношения, не видя друг друга, не обмениваясь не единым словом. Они ведут немую торговлю.
Вот веддах, дикий охотник о. Цейлона, тихо крадётся к жилью соседа - сингалезского кузнеца. Там он кладёт на землю свои приношения, - сушёную оленину, мёд, воск, слоновую кость. Кузнец понимает этот немой язык и, приняв дары дикаря, кладёт в обмен определённое количество железных наконечников для стрел, которые веддах не умеет сам выделывать.
При более частом обмене разноплеменники решаются сходиться вместе, принимая, однако, всякие меры предосторожности против вероломного врага. Бразильские индейцы, сходясь в условленном месте для торгового обмена, снимают с себя военные доспехи и кладут их рядом. Но едва лишь обмен кончается, - как обе стороны поспешно хватаются за оружие. А в некоторых воинственных областях Нубии торг ведут между собой выступающие вперёд безоружные люди. Однако у каждой из сторон стоят за спиной вооружённые соплеменники, готовые всегда вмешаться в дело.
3 Первые торжища
Чем ближе соприкасаются дикие племена между собой, тем сильнее становится у них потребность в правильном обмене всякими продуктами с соседями.
И эта нужда в соседе порождает среди диких племён обычаи, которые способствуют правильному ведению торга. Пограничная полоса земли объявляется соседними племенами "замиренной областью", где запрещается всякая вражда и даже самое ношение оружия. И эти области становятся местом мирных встреч различных племён и средоточием всякой торговли.
4 Первые торговцы
Когда торговый обмен становится правильным и постоянным, тогда в пору явиться и торговым людям. Первоначально эти люди занимаются своим делом на службе у общины и на её пользу. Они исполняют роль посредников и постоянно путешествуют в чужие края, выменивая там по поручению сородичей всякий товар.
Но уже и в первобытном обществе отдельные лица начинают промышлять торговлей ради своей личной выгоды. Обыкновенно старейшина становится первым и главным купцом среди своих сородичей, быстро богатея от торговли с чужеземцами. А вместе с ним обособляются от прочих и его приближённые. Торговля становится как бы их исключительным правом, их привилегией.
5 Как велась торговля без денег и откуда пошли деньги
Сначала торговля была меновая. Однако уже и у первобытных народов, благодаря развитию торговли, некоторые предметы получили значение денег. Это такие предметы, которые дикарь почему-либо привык высоко ценить и обладать которыми всякий стремится. Они-то и служат меркой для оценки разных товаров.
Вместо денег первоначально служили самые различные предметы: бусы, раковины, соль, редкие камни, циновки, железо, скот и т.д.
6 "Князья мира"
Первыми учителями европейцев в коммерческих делах были финикийцы, создавшие себе славу и богатство не завоевательными войнами, а торговыми предприятиями.
Держась берегов, финикийские суда проникали в Европу - Сицилию, Италию, Сардинию, Испанию. Они вышли за Гибралтар и проложили себе путь до западных окраин Африки и суровых побережий Балтийского моря.
По берегам посещаемых стран эти купцы устраивали свои торговые склады и поселения, которые иногда разрастались в могущественные города.
Финикийские купцы начали свою деятельность с морского разбоя и часто вновь к нему возвращались, сменяя торговлю пиратством. Впрочем, с сильными народами это дело не проходило. Из-за огромного влияния и богатства их называли "князья мира"
7 Арабские купцы - землепроходцы
В VIII веке стал могучим и славным дотоле безвестный народ арабов. В VIII - X вв. араб господствовал над всей торговлей между Востоком и Западом. Он стал торговым посредником между Азией, Африкой и Европой, и его язык сделался общенародным деловым языком от Гибралтара до самого Инда.
8 Редкие гости
Глухо и уныло шла жизнь европейских стран в пору расцвета арабской империи.
В нескончаемых смутах и раздорах одичал быт её народов. Все продукты, производимые людьми, удовлетворяли лишь повседневные потребности, да поступали про запас в кладовые господского замка. В этих хозяйствах не было места торговому обмену.
Изредка замки посещали заморские купцы - большей частью евреи. Постепенно и среди местного населения стали появляться торговые люди. С X века начала оживать торговля.
9 Новые люди
Этим средневековым купцам приходилось пробивать себе трудный путь в жизни. Тогда купец сам сопровождал свой товар, а дороги были плохи, и повсюду стерегли купца лихие люди.
У каждой заставы, у каждого моста этому купцу приходилось развязывать свой кошель, чтобы заплатить пошлину. И большой бедой было для него, если его телега теряла колесо и касалась своей осью земли; ибо тогда действовало правило: "что упало, то пропало", и товар с такой телеги принадлежал местному владетелю. От подобного же обычая страдали купцы на море, так как разбившиеся или севшие на мель корабли принадлежали уже не им. Один бретонский помещик называл поэтому своим лучшим сокровищем скалу, о которую разбивались купеческие корабли.
Но выгода, которую получал купец от заморской торговли, была так велика, что заставляла его забывать о всех опасностях пути.
На ярмарках в больших городах среди лотков со всевозможным товаром ставили тут и менялы свои столы, покрытые сукном. На весах они определяли ценность различных монет. Эти менялы - большей частью итальянцы-ломбарды - были первыми устроителями банкирского дела в Европе.
10 Некоронованные короли
Торговля сплачивала купцов в гильдии . Члены гильдии помогали товарищам-сочленам, создавали правила торговли. Торговые люди целых областей объединялись вместе для того, чтобы держать пути на море и суше в безопасности от лихих людей, а также оберегать права купцов на чужбине и добиваться всяких льгот у иноземных владетелей.
Богатство крупных торговцев сравнило их со знатью. Эти люди жили в своих каменных палатах, как князья.
11 Хозяева земли
Богатые купцы-предприниматели придумывали в то время всё новые способы удешевления производства товаров. В XVII - XVIII вв. появились мануфактуры. Купец собирал многих рабочих в одной мастерской и поручал каждому рабочему какую-нибудь незначительную часть работы. Производство ускорялось и предприниматель за одинаковую плату получал гораздо больше товаров.
Чтобы обеспечить лучший сбыт, назначались высокие пошлины за иностранные товары или налагался полный запрет на них. Но и это не помогало достаточному сбыту. Тогда торговые люди стали за морем искать себе выгодных рынков. Поддерживаемые правительством, они предпринимали морские экспедиции в далёкие страны и завоёвывали их для торговли. Покорённая страна принуждалась вести торговлю только с той торговой компанией, которая завладевала ею. А чтобы лучше обеспечить сбыт известных товаров, ей запрещалось основывать у себя соответственные отрасли промышленности.
Так торговые люди становились "хозяевами мира".
II Судьи
читать дальше1 Суд без судей
В незапамятные времена сложились среди людей первые понятия о справедливости; и с тех пор началась борьба против нарушителей её.
Пока не было государства людей оберегал обычай "кровной мести". Он ревниво соблюдался и часто вёл к нескончаемым кровавым распрям.
2 Первые судьи
Роль первых судей исполняли старые люди. Мудрость старых членов племени - закон для молодых. Решениям такого суда подчинялись безропотно.
Но кроме стариков в среде дикарей возвышается и другие люди - это вожди - начальники и колдуны. И они становятся судьями для своих сородичей. На первых князей своих народ возлагал ту же высокую обязанность: творить правду в стране.
3 Судьи печальной памяти
Правитель не мог разобраться во всех тяжбах, как и не мог сам управлять всей страной. Для этого он рассылал наместников, которые управляли по его воле и судили народ. Зачастую они судили из собственной выгоды.
На страницах истории записанно много рассказов о деяниях этих кривосудов.
4 Как чинился суд в былое время
В старинное время судья только тогда брался за какое-либо дело, когда к нему являлся жалобщик. А без жалобы не было и суда. Если дело касалось убийства человека, суд не вмешивался, пока не приходил к нему с жалобой какой-либо сородич убитого; поэтому человека "без роду, без племени" можно было убить безнаказанно. Ибо первоначально судья заботился не об охране общественной безопасности, а только о примирении враждующих и о возмещении ущерба, причинённого потерпевшим.
Судили по народным обычаям, чтобы узнать кто виновен решали дело с помощью божественного испытания или "ордалии"
На Суматре истец должен был вытащить из кипящего масла лист, с написанным стихом из Корана; если удавалось сделать это безнаказанно, то обвиняемый подвергался наказанию.
У калмыков раскалённый топор следовало пронести на определённое расстояние.
Всевозможные испытания огнём и водой были хорошо известны как в Древней Руси, так и в средневековой Европе. От того времени, вероятно, пошла поговорка "правда и в огне не горит, и в воде не тонет".
Был ещё один вид божественного суда: поединок. Кто побеждал на таком поединке, - тот и выигрывал тяжбу; ибо верили, что правому ниспосылается помощь свыше.
В Москве подобные поединки были ещё в XVI веке. Впрочем, обычно дрались не сами судившиеся, а наёмные бойцы. Всегда набиралась толпа зрителей, подзадоривавших бойцов; страсти разгорались и в поединок вмешивались сторонники того или иного бойца, так что дело часто кончалось дракой, "приятно занимавшей зрителей", по словам иностранцев.
Древний суд заставлял тяжущихся приносить прсягу, полагая, что ложная присяга навлечёт на виновного кару могучих духов. Негры-галласы, принося присягу, тушат огонь, приговаривая: "да уничтожится так моя жизнь, мой дом и мой имя, если я говорю неправду". Калмыки, древние славяне и германцы присягают на оружии. Другие народы клянутся землёй, травой, горами, камнями, деревьями, реками.
Иногда в подтверждение своей правоты истец и ответчик приводили с собой в суд "соприсяжников", которые приносили вместе с ним присягу. У кого оказывалось больше соприсяжников, тот выходил из суда правым.
Судья и сам древний закон покровительствовали на суде богатому и знатному. С него не так строго взыскивалось за проступок, а в его пользу взимался двойной и тройной выкуп.
Так первый русский судебник - "Русская Правда" - определял двойной штраф или "виру", за убийство "княжих мужей" и простой за убийство "людей"; за убийство женщины полагалась половинная вира, как за отсечение руки, ноги или носа.
В этих первых судебниках охрана имущества человека ставится выше всего, ценится даже дороже самого человека, его здоровья, свободы и безопасности. С особой суровостью относились к неисправимым должникам - их обращали в рабство. Если заимодавец хотел, то мог и убить его: должника выставляли на площадь и спрашивали, - не поручится ли за него кто-нибудь. Если никто не вступался, заимодавцы могли его убить и, как гласил старинный обычай, разделить между собой его труп.
Старинный суд был жесток не с одними должниками. Ещё во времена римских цезарей судьи пытали обвиняемых в каком-нибудь важном преступлении. Эту практику запретили лишь в конце XVIII - начале XIX вв.
Мы забыли о "допросах с пристрастием", но наш язык сохранил вечную память о пытках в таких выражениях, как "подлинная речь" или "вся подноготная. "Подлинную речь" вырывал некогда заплечных дел мастер у вздёрнутого на доску пытаемого, которому он наносил удары тонкими "длинниками". А "всю подноготную" он старался выпытать у него, загоняя под ногти гвозди.
5 Судьи без милосердия
В пору средневековья вся жизнь и деятельность мирянина проходила под неослабным надзором служителей церкви. Они и судили прегрешивших по законам, установленным церковью.
смиренный виновный усердно твердил молитвы, клал земные поклоны, отдавал долю своих богатств, соблюдал месяцы и годы возложенный на него тяжёлый пост, а при значительных проступках совершал далёкие паломничество ко святым местам.
Непокорных отлучали от церкви. Его недопускали к церковным таинствам и запрещали всякое общение с ним. Человек лишался права нести в обществе какую-либо должность и нередко совсем изгонялся со своей родины. Никто не смел разделить с отлучённым трапезу, дать ему приют у себя, даже разговаривать с ним. Закон лишал его своей защиты, говорили, что у него волчья голова, которую можно отрубать безнаказанно.
Пап Римский судил королей. Он мог объявить короля низложенным и освобождал всех подданных от присяги такому королю; мог отлучить от церкви все его владения.
Когда в XII в начали распространяться ереси, церковь создала инквизиторов. Они разыскивали прегрешивших против церкви, обращали на путь истины заблуждающихся и истребляли еретиков.
Народная молва окрестила их "судьями без милосердия". Главный инквизитор умел искусно задавать вопросы и своими хитросплетениями сбивать подсудимого с толку. И так умело делал он это, что даже ложно обвинённый не знал под конец сам: еретик он или нет. Если добиться признания вопросами не удавалось, несчастного уводили на пытку.
В печальной славе с отцами инквизиторами могут поспорить только те судьи, что занимались преследованиями чародеев и колдуний. "Слуг дьявола" ревностно искали. Достаточно было иметь незаурядные умственные способности или ничтожный физический недостаток, чтобы просыть ведьмой или ведьмаком. Ни возраст, ни звание не спасли о этих подозрений. Подозреваемых пытали. Сознавшихся - удавливали и сжигали, утверждавших свою невиновность - сжигали живыми. Один судья хвалился в своих записках, что сжёг на своём веку 700 человек, и выражал надежду, что доведёт это число до 1000.
6 Новые судьи
В XIX веке создался новый образ судьи - беспристрастного вершащим своё дело и пользующимся общим доверием. Закон делал его независимым от других властей, чтобы он судил по совести и праву, а не по принуждению. А чтобы правосудие было справедливее, закон рядом с судьёй, поставил выборных от народа присяжных заседателей.
III Учёные
читать дальше1 Ведуны-кудесники
Когда человек пытался объяснить себе как устроен мир, он придумал сомн могущественных духов. И воображение, создавшее этих духов, указало ему и средство, как искать власти над ними. Но не всякому открыт путь к чудесном знанию. Только немногие избранные овладевают языком волшебных чар, умеют вести с духами беседы и направлять по своей воле их силы.
В былую пору, когда человечество переживало своё детство, на земле не было других учёных, крме таких знахарей, и не было другой науки, кроме их волшебства и чародейства.
С течением времени обряды становятся всё более сложными. И для удовлетворения потребностей своего чародейского богослужения, жрецы стали разрабатывать различные отрасли тонкого знания.
Они изучали движения планет и созвездий, чтобы определить правильный срок жертвоприношений. Они изучали законы языка, потому что боги мстили за неправильный оборот речи. Они разрабатывали науку измерений и вычислений, необходимую для построений жертвенников и храмов. Жрецы стали первыми астрономами, первыми математиками, первыми языковедами. Постигнув тайну мер и чисел, они стали первыми инженерами.
2 Первые вольные учёные
Жрецы были лишь глашатаями воли божества и хранителями его учения. Они были рабами преданий старины, не дерзая довериться собственной мысли.
Первые свободные от уз религии учёные появились в Греции. Греция стала страной философов. Эти вольные мыслители собирали вокруг себя учеников, чтобы в дружеских беседах с ними развивать свои учения. так создавались в Элладе первые вольные высшие школы, память о которых до сих пор живёт в именах "академии" и "лицея". Первоначально то были названия двух общественных садов в Афинах; под крытыми галереями и в аллеях Академии собирался со своими учениками Платон, а под сенью деревьев Ликея прогуливался со своими слушателями Аристотель.
15 веков другие народы черпали потом из сокровищницы духовных богатств, созданных греческими мыслителями и учёными.
Средоточием умственной деятельности последних веков греческой цивилизации стала Александрия. Там, рядом с царскими чертогами, вырос знаменитый "чертог Муз", тот Музей, что на веки прославил имя Александрии и её правителей. Там же находилось величайшее книгохранилище древнего мира, насчитывавшее 700 000 свитков и охватывающее собой всю индийскую, египетскую, еврейскую, греческую литературу. Война не пощадила этого чудесного хранилища знания: одна часть библиотеки погибла во время войны Юлия Цезаря с егоптянами, а другая, в царствование Феодосия Великого, была предана огню фанатичной толпой христиан, желавшей уничтожить последние следы язычества.
В александрийском музее преподавали знаменитейшие учёные Азии и Европы. А ученики были разного возраста и пола. История сохранила память лишь об одной из женщин, служившей науке и умершей от рук религиозных фанатиков.
Её звали Гипатией, и она была дочерью математика Теона. Она быстро прославилась своими познаниями в философии и математике, множество слушателей жаждало услышать её блестящую мудрую беседу.
Но в ту пору в Александрии уже косо смотрели на науку, христиане-фанатики осуждали науку, как греховное измышление язычников, и полагали, что её следует с корнем истребить. О Гипатии пошли слухи, как о чернокнижнице. И когда она однажды отправлялась в свой обычный час в свою академию, разъярённая чернь напала на несчастную и предала её лютой казни.
Это случилось в 414 году н.э. В науке больше не нуждались, её презирали.
3 Рыцари схоластики
Церковь в пору средневековья строго осуждала всякую свободную деятельность творческого духа и пытливость ума, с пренебрежением относясь к научному занятию.
Однако совсем обойтись без науки не удавалось. К XII веку с развитием промышленности и торговли начали искать разумные обоснования там, где прежде существовала только слепая вера. Церковь взяла на себя руководство этим процессом. Служители науки были в первую очередь служителями церкви.
Туда, где преподавал известный учёный съезжалось большое число жаждущих знаний юношей и мужей, вырастал целый школьный городок. Но когда преподавание заканчивалось, они столь же быстро разъезжались.
К концу XII века эта кочующая община осела более прочно в нескольких городах. Париж в ту пору был "городом науки". Туда шли преподавать и учиться.
Тогда, для защиты своих прав, учёные образовали свой цех, или "университет", как то называлось на языке средневековья. Так поступили и "магистры" - профессора и "школяры" - студенты. Эти союзы получили вольности и образовали в городе независимую от местных властей общину.
Вскоре за первым университетом стали появляться и другие. Все они находились под властью церкви. Везде преподавали на латыни и преподавание было построено на "схоластике" - школьной философии. Магистр, искушённый в схоластике не искал истину. Он толковал работы общепризнанных учителей. Его нисколько не занимало содержание научных фактов и терпеливое исследование их, он всецело уходил в бесплодные умствования; и величайшим учёным считался тот, кто умел дать доказательство любой истины путём тонких умозаключений и сразить в споре своего противника.
Впрочем, нужно отдать этим магистрам справедливость: они принесли свою пользу науке, выработав удивительно точный язык и способность к строгому, последовательному мышлению.
4 Волшебники
Кроме рыцарей схоластики появились в Европе с XIII века алхимики. Они изучали "тайную науку" распознавания человеческой судьбы по звёздам, искусство "делания" золота и сохранения вечной молодости.
Несмотря на постоянные неудачи, увлечение алхимией стало с XV века всеобщим.
Вместе с алхимиками появились и астрологи, по звёздам старавшиеся прочесть будущее. Звездочёты имели своих поклонников и среди королей и среди простого народа. Они выпускали календари с предсказаниями о погоде и событиях будущего года. Верили им полностью: в 1499 году один французский звездочёт предсказал приближение потопа. Этого было достаточно, чтобы люди стали запасаться лодками.
В XVII веке увлечение ложными науками пошло на спад.
5 Книжники на старой Руси
На руси были свои "учёные" - книжники-начётчики, всю свою мудрость черпавшие из чтения книг. В то время это был единственный путь обретения учёности. Начётчик сидел над книгами до тех пор, пока не запоминал их наизусть. И всю свою учёность начётчик полагал в умении на память говорить целые главы из прочитанных книг. О самостоятельном мышлении он не мог и мечтать. Из этих книг осталось, например, описание крокодила: "Когда крокодил хочет съесть человека, то сначала хватает его за голову и растерзает, и тогда сидит над ним и плачет притворными слезами, а потом уже и съедает".
Действительная наука стала проникать на Русь лишь при Петре Великом.
6 Учёные нового толка
В XVI веке учёные отважились порвать с устоявшимися взглядами и доискиваться научных истин собственным умом. Отныне утверждения они подурепляют собственными исследованиями. И так наступает век возрождеия науки.
Живое наблюдение вытесняет прежнюю мёртвую книжную учёность. Собирают проверенные научные факты, создают точные приборы, составляют естественно-исторические музеи. Обществу стала более близка наука, а учёные приблизились к жизни, они добывали знания не для себя, а для людей. Учёные верили, что всё зло мира в невежестве, и что одно знание, одна точная наука откроет людскому роду двери лучшей будущности.
IV Врачи
читать дальше1 Знахари
С древнейших времён люди пытались бороться с недугом как могли. Первым был призван знахарь - колдун, который должен был изгнать злого духа из тела занемогшего и разрушить чары врага. Дикари глубоко верили в возможности всех подобных чар. Впрочем, уже и первобытный человек в заботе о своём здоровье добыл немало полезных познаний. Живя среди природы и постоянно наблюдая её, он узнал свойства различных растений родного ему края. Он знал какие из них ядовиты, а какие отличаются целебными свойствами. И учёные-европейцы неоднократно заимствовали у неучей-дикарей подобные драгоценные познания из области медицины. Дикарям вообще известно много различных лечебных средств. Бушмены лечатся от укусов змей и скорпионов прививками их яда. Даяки с острова Борнео были знакомы с оспопрививанием задолго до европейцев. Повсеместно врачи-знахари умеют удачно производить операции.
Долгим вековым опытом вырабатывается подобный запас первобытных медицинских познаний. Вместе с преданиями преходят они из поколения в поколение, от отца к сыну и переживают века и тысячелетия.
2 Врачи-жрецы
Повсюду болезнь первоначально считалась делом злого духа, и борьба с ней направлялась к тому, чтобы привлечь на помощь недужному добрые добрые божества и отвратить от него действие злых сил. И потому долго лечение было священнодействием, которое исполнялось служителями божеств. У всех прославленных народов древнего мира жрецы несли врачебную службу; источниками своих познаний они называли откровения того или иного божества, записанные в священных книгах, и храмы его они обращали в лечебницы, куда отовсюду стекались больные.
Постоянно имея дело с больными, жрецы постепенно изучали болезни и правильные способы лечения.
Особенно далеко пошли в своих успехах служители Эскулапа. Они охотно делились своими знаниями с посторонними; и так дело врачевания рано утратило у греков религиозный характер и стало достоянием вольной науки. Постепенно храмы-святилища Эскулапа приобрели значение медицинских школ, куда был открыт доступ всем желающим.
3 Первые светские врачи
Асклепиады стали первыми светскими врачами, которые строили своё лечение на точном опыте и наблюдении. В V в. до н.э. из рода асклепиадов вышел Гиппократ - "отец медицины". В своих трудах он разрабатывал различные отрасли медицины. После его смерти осталось немало продолжателей дела Гиппократа, достойных своего учителя.
4 Средневековые врачи
В средневековье в монастырях выросли больницы, а в монастырских садах разбивались сады с лечебными травами. Наиболее начитанный и искусный в этом деле монах нёс службу лекаря. Впрочем на болезнь тогда смотрели как на наказание, против которого грешно бороться. Неудивительно, что лучшими врачами в средневековой Европе считались долгое время чужеземцы.
В сарацинских странах учёность считалась "величайшим украшением человека", а халифы соперничали между собой в деле покровительства наукам.
Арабские врачи знакомились со своей наукой по трудам учёных великих народов древности и смогли обогатить медицину многими важными приобретениями.
Когда из арабских стран приходил в Европу врач (чаще всего еврей), он легко достигал почётного положения. Но всё время его окружало недоверие и ненависть фанатичных иноверцев. Эти пришельцы не только лечили, но и обучали своему искусству, устраивая первые высшие медицинские школы.
В этих университетах студентов знакомили с медициной по трудам греческих, римских и арабских учёных. Все лекции читались на латыни и писались в стихах, чтобы легче было запомнить. 8 лет шло обучение, прежде чем студент приступал к испытанию на звание доктора медицины. Кто выдерживал - получал четырёхугольный берет, кольцо и книгу Гиппократа.
Астрология и чёрная магия составляли необходимую часть в образовании врача.
Впрочем, их услугами пользовалось только именитое купечество и рыцари. Простой народ им не доверял, предпочитая странствующих лекарей-самоучек и недоучившихся студентов. такие шарлатаны на ярмарках торговали изобретёнными ими средствами от разных болезней. Непременным знаком их учёности были очки с громадными стёклами.
5 Первые врачи на Руси
Первыми врачами были монахи и чужеземцы. Самым первым врачам у нас не везло и за недостаточно эффективное лечение их казнили. Впрочем последователям жилось лучше. Наслышанные о судьбе предшественников, они перед приездом испрашивали у царя "опасную грамоту", которая обещала им свободный отпуск на родину по их желанию. Иностранных врачей выписывали только для двора и приближённых ко двору лиц, остальное население продолжало лечиться у доморощенных знахарей.
6 Врачи новой школы
В XVI - XVII вв врачи заново стали изучать свои науку. человек стал предметом всестороннего тщательного изучения. Врачи учились понимать от чего зависит здоровье человека и что вызывает болезнь.
V Актёры
читать дальше1 Первые представления и их исполнители
Под наплывом впечатлений или под влиянием какого-нибудь настроения дикарь чертит на скалах, на камне и на дереве всякие рисунки и узоры; и точно также он часто становился художником своего собственного тела, - выразительными жестами, выражением лица передавая другим то, что видел или представил себе.
Европейские путешественники, бывавшие в гостях у дикарей, единодушно восхваляют необычайное искусство этих первобытных актёров в немой, мимической игре. Близко сжившись с природой, дикие актёры с поразительной верностью и меткостью изображают сцены из жизни природы.
Чаще всего в основе этих игрищ лежит глубокий, таинственный смысл религиозной службы. Дикари наряжаются в странные костюмы, причудливо раскрашивают свои лица или скрывают их под чудовищными личинами для того, чтобы представить души усопших или каких-нибудь духов.
Подобные представления были и у языческих славян, например, зимний солнцеворот справляли "ряжением". В эту пору, по их представлениям, пробуждался к новой жизни весь зримый и незримый мир, возрождалась и вся "нежить", - вся рать усопших, - которая своего обличия не имеет и потому в личинах ходит. Отсюда-то и создался обычай ряжения, который дожил до наших дней в виде Масленицы.
так в народных празднествах сохранилось живое воспоминание о тех первых "представлениях", которые давали люди на земле.
2 Служители бога Диониса
Древние греки чествовали своих богов празднествами; они собирались тогда в хоровод вокруг алтаря божества и воздавали ему хвалу в песнях, сопровождаемых пляской.
Среди этих богов особенно был любезен сердцу жизнерадостного эллина Дионис, - бог вина и веселья, бог жизненного начала в природе, которое с такой силой проявляет себя весеннею порой.
@темы: Литература