Фрагмент статьи Е.Л. Катасоновой "Япония: эстетические метаморфозы"
(Азия и Африка сегодня №6 2009 г.)


Эстетическое понятие каваий зародилось в Японии в 1970-х гг., но окончательно утвердило себя едва ли не повсеместно в качестве одного из наиболее значимых аспектов современной японской культуры в начале 1980-х. Это были годы резкого подъёма уровня жизни и материального благополучия на волне высоких темпов экономического роста, породивших в мечтаниях миллионов японцев романтические грёзы и новые эстетические идеалы.
По прошествии времени, к началу 1990-х гг., эта новая эстетическая категория стала приобретать более жёсткий, тяжеловесный и агрессивный характер, испытывая влияние других специфических и подверженных трансформации модных веяний. Здесь уже чётко проявляют себя черты китча, авангарда и унисекса этого периода, вобравшие в себя перекрёстное влияние панковских новаций, ностальгических фольклорных мотивов, африканской экзотики, французских изысков и т.п. А затем эта эстетика вновь вернулась к своей ретроверсии 1970-х с чертами ярко выраженного китча и стала известна под названием "суперочарование" (тё-каваий).
По проведённым в 1992 г опросам в японской молодёжной среде, 71% молодых людей в возрасте от 18 до 30 отдали предпочтение в быту и повседневной жизни этому забавному стилю. Но ещё более характерно то, что 55,8% из числа тех же респондентов высказались не только за эту новую молодёжную эстетику, но и за основанные на ней новые стереотипы поведения и отношения к окружающему миру, которые всё более прочно укоренялись в японской действительности.
Каваий становится "самым употребляемым, самым любимым и распространённым словом в современном разговорном японском языке". Его основное значение предполагает нечто "маленькое", "прелестное", поэтому стилистику каваий, по определению исследователя Кадзума Яманэ, наиболее точно передают такие качественные характеристики, как "инфантильность, хрупкость и одновременно с этим миловидность". В свою очередь, профессор социологии токийского университета "Мусаси" Нобоёси Курита утверждает, что каваий - это "волшебное слово, охватывающее всё, что считают приятным и желанным".
читать дальше