Жизнь и деяния евнухов (В.Усов)
читать дальшеКак считают некоторые китаеведы, история евнухов в этой стране насчитывает около 3 000 лет. Однако есть точка зрения, что до правления императора Уди (140 - 87 до н.э.) евнухов не было, а "Чжоу ли" был подделан в начале нашей эры.
Кан Ювэй писал: "При Восточной Хань евнухи обманным путём захватили власть, многие наиболее выдающиеся деятели того времени стали их жертвами. При Танской династии вся власть тоже принадлежала евнухам, а император всецело им повиновался, словно ученик учителям".
Мнения учёных относительно времени появления евнухов расходятся. Но очевидно, что это было в глубокой древности. В их обязанности входило ухаживать за императором и исполнять любые его прихоти.
Служба евнуха была престижна, она открывала путь к славе и благополучию не только для него лично, но и для всего его рода. Евнухи пользовались общественным уважением в той же мере, что и чиновники.
Но они не только ухаживали за Сыном Неба, но и активно участвовали в дворцовых интригах и переворотах.
В период империи Восточная Хань (25 - 220 гг) при дворе в течение длительного времени не прекращалась борьба за власть и привилегии между царской семьёй по женской линии, евнухами-царедворцами и бюрократией. Иногда борьба между ними заканчивалась взаимным истреблением.
Деятельностью евнухов были недовольны многие чиновники и в период Средневековья. Предпринимались попытки ограничить их власть и влияние с помощью декретов. Первый минский император Тайцзу разработал "табель о рангах евнухов", одновременно в столице пытались ограничить их число, пресечь незаконные способы обогащения.
В 1384 году установили запрет на участие евнухов в государственных делах, нарушившего запрет обезглавливали. Даже за упоминание о государственных делах в разговоре их выгоняли со службы и всю оставшуюся жизнь он больше не допускался ко двору.
До 1429 году была открыта Придворная школа евнухов, до этого им было запрещено "обучение книжной премудрости".
Однако уже в начале XV века стало ясно, что реформы Тайцзы не достигли цели, а опасения не напрасны.
После переворота Чэнцзу власть оказалась узурпирована евнухами.
В конце эпохи Мин они активно выполняли самые разнообразные чиновничьи функции, осуществляли дипломатическое представительство, решали вопросы войны и мира, инспектировали армию, командовали войсками на местах. Участие в сборе налогов и пошлин давало безграничные возможности для личного обогащения, чем большинство из них и пользовалось.
Кого и как набирали в евнухи?
Как правило бедные родители продавали своих сыновей - их кастрировали для службы при дворе. (пользоваться услугами евнухов могла только императорская семья). По традиции мальчиков выбирали из области Хэцзянь провинции Хэбэй. Во дворце их делали учениками старых евнухов и платили небольшое жалованье.
Оскопляли либо при дворе (при Цинах этим ведала палата "Шэнь-синсы"), либо местные специалисты по кастрации. Но нередко оскопляли сами родственники, дети при этом нередко гибли.
Описание операции из биографии евнуха Сунь Яотина (*):
"В тот памятный день восьмилетний Люцзинь раздетый догола, лежал на старенькой циновке, которой был покрыт небольшой кан (подогреваемая глинобитная лежанка с дымоходом). Отец пеньковой верёвкой связал ему руки и ноги у щиколоток, а потом, вооружившись остроконечным ножом и ухватившись одной рукой за мошонку, сначала примерился, а затем быстрым движением отсёк парню половые органы - под самый корень. Острая боль пронзила Люцзиня, он вскрикнул, судорожно вздрогнул всем телом и впал в беспамятство. Подстилка и ноги мальчика были забрызганы кровью. По лицу отца струился пот. В это время дверь резко открылась и вошёл старший из дядьёв Люцзиня, только что вернувшийся из деревни, куда ездил специально узнать "рецепт" обработки раны после оскопления. Способ заключался в том, что на рану клали кусочки особой ворсистой ткани, пропитанной сгущённым кунжутным маслом, предварительно настоянным на зёрнах душистого перца и нагретом до высокой температуры. Через определённое время полагалось менять этот "компресс" и таким образом избежать заражения".
А вот как эта операция представлена в книге "Ланьцзи цуньтань".
Подростка следует напоить водкой до беспамятства. Затем уложить на спину, привязав накрепко к скамье, которая должна быть помещена в большое корыто, заполненное известью. Участок тела, где будет произведена ампутация, смазывался специальной мазью, содержащей обезболивающие вещества. Резекция производится круговым движением "под корень", причём требуется особая тщательность при ампутации нижней части полового члена, где проходит много кровеносных сосудов, повреждение которых грозит смертью оперируемого. При ампутации удаляются пещеристое тело, но сохраняют мочеиспускательный и спермоиспускательный каналы. Последний скручивается и оставляется внутри тела, после чего происходит его зарастание. По окончании операции рана обрабатывается кровоостанавливающим раствором. считалось, что зарубцевание раны не должно происходить быстро. Нормальным считался срок в 100 дней... После ампутации в мочевое отверстие полагалось вставлять трубочку, которую делали из гусиного пера. Иначе затруднялось мочеиспускание, что требовало новой операции.
Большинство евнухов были людьми забитыми и глубоко верующими в разных духов. Дворцовые евнухи поклонялись духу Сяодянь, покровителю евнухов и придворных. Жертвоприношения совершали 2 и 16 числа каждого месяца по лунному календарю. Восточнее ворот Хуаймэнь есть холмик из камней. Евнухи называли его "Дуйсю". Туда и ходили они в эти дни, там они клали земные поклоны своему духу, возжигали ладан, приносили жертвы.
Ухаживание за императором и императрицей считалось верхом служебной карьеры. Эти евнухи должны были быть особо опрятными, подстригать ногти на руках, часто мыться и менять одежду. По известной причине евнухи порой не могли удержать мочу. И если человек не следил за собой, от него разносился дурной разящий запах.
Однако на самой территории дворца при последней династии не было купален и бань для евнухов. Специальная баня была на улице Бэйчанцзе. В эту баню было запрещено входить посторонним. Обслуживали тоже кастраты, поэтому не было повода для насмешек.
Самым распространённым наказанием для евнухов была порка бамбуковыми палками. За воровство немедленно обезглавливали. Императрица Цыси их ещё и травила.
Обязанности евнухов были весьма разнообразны. Они присутствовали во время сна и пробуждения императора и его домочадцев, постоянно сопровождали их, носили зонты, распространяли высочайшие указы, провожали чиновников, зарубежных гостей и дипломатов на аудиенцию к императору и принимали прошения, получали деньги и зерно от казначеев вне двора, обеспечивали защиту от пожаров, следили за хранением книг, антикварных изделий, картин, одежды, оружия (ружей и луков), древних бронзовых сосудов, домашней утвари, жёлтых лент для отличившихся чинов, обеспечивали материалами строителей дворца. Возжигали ароматные свечи перед духами императоров-предков, проверяли приход и уход чиновников, регистрировали деяния монарха, хранили императорские драгоценности, наказывали плетью провинившихся служанок, убирали палаты, сады, парки, стригли императора, готовили лекарства, играли в дворцовом театре, читали молитвы вместо императора, использовались для проверки пригодности лекарств для императора и императрицы, доставляли наложниц к кровати императора, использовались как сводники для императрицы.
Начиная с периода Мин евнухи начали обзаводиться жёнами и даже детьми (принимали детей в основном из своего рода). Они старались провести остаток дней в относительном довольстве и достатке, компенсировав тем самым полную обид и унижений жизнь, проведённую на императорской службе.
Случалось, что евнух приглядывался какой-нибудь городской девушке (они были хорошо одеты и выглядели вполне обеспеченно). И если она выходила замуж, то её ожидал горький сюрприз.
Некоторые подвергали своих жён изевательствам. Неудивительно, что в народе говорили: "Хочешь испытать муки, выходи за евнуха".
(*)Сунь Яотин, последний евнух последнего императора Китая, скончался в 1996 году не дожив до 94 лет. В возрасте восьми лет его оскопили и приставили к гарему двухлетнего Пу И, последнего императора династии Цинь. Сунь Яотин благополучно пережил все революции и гражданские войны - более того, коммунисты, пришедшие к власти в 1949 году, охотно использовали его придворный опыт и тонкое знание ритуалов и даже назначили Сунь Яотина чиновником по надзору за храмами. Но сам евнух даже на смертном одре горевал о крахе империи. С этой смертью должно было исполниться древнее предсказание из «Чжоуских ритуалов»: «На поверхности Луны проступят пятна с ее обратной стороны. И мир невнимательно погрузиться в хаос».