Российская Газета: Читателей интересуют возможности, в частности финансовые, госпитализации детей для нейрохирургического лечения на гамма-аппарате...

А. Н. Коновалов: С этим аппаратом особые проблемы: с ним НИИ попадает в сложное положение. Потому что гамма-аппарат - прибор не государственный. Он принадлежит частной компании и не является собственностью института, хотя мы им пользуемся. Поэтому за лечение больного надо расплачиваться чистой монетой. Десятилетиями мы не могли убедить государство приобрести этот прибор. Вынуждены пользоваться прибором, который взят в лизинг частной организацией. И так как прибор куплен за реальные деньги, эти реальные деньги надо вернуть. Лечение на этом приборе стоит около 200 тысяч рублей.

РГ: Что это за лечение? Кому оно показано?

Коновалов: Показано не всем. Гамма-аппарат позволяет с большой точностью облучать разные глубоко расположенные образования. Чаще всего опухоль. Прибор, по идее, очень простой. Это огромный шлем, в который вмонтировано более двухсот источников излучения. Гамма-лучи проходят через узкие каналы и сходятся в одной точке. Если шлем передвигать, а передвигается он согласно проведенным исследованиям, после того как было определено пространственное расположение опухоли или иного, например, сосудистого образования, то вся эта конструкция наводится на мишень, и с точностью до миллиметров производится облучение. Этот прибор не нов - его используют в мире уже не одно десятилетие. И есть четкие показания для его применения. В России он пока единственный, используемый нашим НИИ. Но, повторю, НИИ не принадлежащий. Вот такая ситуация. И пациенты не могут понять, почему должны платить за лечение на гамма-аппарате, хотя их по квотам направляют. Но дело в том, что квоты на лечение с помощью прибора, не принадлежащего государству, не распространяются.