Оониси Акахито (Япония)
[рассказ написан в начале 70-х]
-Вставайте! Вставайте! Семь часов. Вставайте!
Я проснулся от резкого металлического голоса передвижного уличного громкоговорителя и с минуту лежал, соображая, отчего это в воскресенье надо вставать в такую рань. Но тут взгляд мой упал на стенной календарь, и сон как рукой сняло. 1 июля 1990 года. Дата на календаре означала что сегодня день экзаменов для шестилетних, а занчит, и для моего сына Такэру.
Я быстро оделся, ополоснул лицо и вошёл в столовую. Жена и Такэру уже встали.
- С добрым утром, - сказал я, обращаясь к обоим. Ответил один Такэру:
- С добрым утром, папа.
Жена сидела молча, опустив глаза. Что ж, её можно понять... Я присел к столу и через силу начал есть. такэру казался спокойным.
Моему сыну 6 лет, рост - 160 сантиметров.
- Как самочувствие?
- Ничего, выдержу!
Нервничает всё-таки. Отвечает невпопад.
Завтрак мы закончили в полном молчании. Экзамены начинаются в десять, пора выходить, а то и опоздать можно.
- Ну, Такэру, двинулись?
Жена вдруг вскочила с места:
- Послушай! Такэру ведь выдержит экзамен, да?
С двух лет наш сын начал заниматься на дому с репетиторами, с трёх мы водили его в Школу совершенствования умственных способностей и в Школу развития интеллекта, с четырёх - на оздоровительную гимнастику, на курсы тренировки подвижности. И занятия с компьютером Такэру посещал. Мы сделали всё, что в наших силах, теперь говорить не о чём...
- Ну вот, даже сегодня ты не можешь не ныть! Мы пошли.
Только грубостью можно заставить жену замолчать. Жалко её, но по отношению к Такэру каждая лишняя минута задержки - жестокость.
Аэробус наш битком набит такими же, как мы, - родителями с детьми. Вот уже десять лет ежегодно во всём мире первого июля достигшие шестилетнего возраста дети должны являться на экзамены. Экзаменовке подлежат абсолютно все, без исключения, из них успешно выдерживают испытания меньше трети. И это с учётом так называемых особых случаев...
читать дальшеЯ обвёл взглядом детей, сидящих в аэробусе. Шестилетки, а какие рослые! Некоторые даже выше отцов. Это естественно. Тот, кто не набрал 160 сантиметров, не пройдёт уже по физическому развитию. Такэру это, слава богу, кажется, не грозит. А вот ребёнок на заднем сиденье выше всех. Метр восемьдесят, пожалуй. Не иначе как использовали стимуляторы роста типа препарата Паркинсона. Хотя такие препараты, говорят, плохо отражаются на умственных способностях. Поэтому мы и не стали давать их Такэру.
Аэробус приземлился у экзаменационной площадки, все сошли. В префектуре С, где живёт наша семья, почти тридцать тысяч шестилеток, так что экзамены будут проводиться на шести площадках. В группе, куда записан Такэру, 5 304 мальчика.
С сыном мы расстались молча, ничего не сказав друг другу. Я сдал свой пропуск и взамен получил портативный монитор. По телевизору мне будет видно, как такэру держит экзамены. Я быстро прошёл в зал ожидания и приник к экрану.
На первой площадке проверяли физическое развитие, состояние здоровья. Если Такэру по росту пройдёт, насчёт всего остального можно не беспокоиться. Мы закаляли его с младенчества.
Монитор показывал ход обследования. Трансляцию вели компьютеры. Номер Такэру где-то в самом конце... Несколько мальчиков уже отсеялось. Ай-ай-ай, коечно, такие хилые дети, просто карлики - не больше полутора метров!
Как только экзаменующийся отсеивается, у его сопровождающего гаснет монитор, так что результат ясен сразу. В зале ожидания то тут, то там радаются горестные вздохи родителей. Им можно только посочувствовать, но что сделаешь... Выбракованных удаляют из шеренги и одного за другим сжигают лазерным лучом.
Медицинскую комиссию Такэру прошёл успешно. Но самое серьёзное впереди.
В зале ожидания на табло появились результаты: отсеяно 425 человек - около восьми процентов экзаменующихся. Начался второй экзамен: проверка подвижности, быстроты реакции, выносливости. Аспектов - одиннадцать. Тест на выносливость, например, - пятиминутный бег с предельной нагрузкой. Бежать надо по ленте транспортёра, которая движется тебе навстречу, задавая темп. Если ослабеешь или оступишься, неминуемо полетишь вниз. А там - глубокая яма. Слабые падают в яму, и тела их распадаются на куски, ещё не достигнув дна. Страшный экзамен, но ведь к нему готовили в школе и на курсах.
Пробежал Такэру хорошо. А вот теперь - самое трудное во втором виде испытаний. на трёх площадках собирают по двадцать человек и направляют на них двадцать автомобилей. Управление машинами автоматическое. Цель - физическое уничтожение, победители - сумевшие выжить. Увернуться от колёс мчащихся прямо на тебя автомобилей - нелёгкая задача.
Дети один за другим исчезают под колёсами. Не прошло и двух минут, а площадка арены уже ярко-алая от следов окровавленных шин. На экране покалеченные, хромые, но отчаянно мечущиеся фигурки... Неудачники, истекающие кровью, забившись в угол, покорно ожидают смерти...
Конец! Выживших вывели с арены, а пол её повернули на 180 градусов. теперь на площадке группа Такэру. Я невольно начал молиться. Если сын пройдёт и через это, то уж третий экзамен он должен выдержать.
Звонок - и машины сорвались с места. Я не отрываяь следил за Такэру! Молодец! А - а - а - ах! Опасный момент. Хорошо! Да беги же, сворачивай. Ох, кажется, зацепило... Что-то с ногой... Но останавливаться нельзя. Держись, держись, двигайся.
Ну вот, Такэру всё-таки прошёл! Когда рана лёгкая, в зависимости от суммы набранных очков к экзаменуемому могут применить положение об "особых случаях" и допустить к последующим испытаниям.
После второго экзамена число участников резко сократилось - осталось всего 3 285 человек. Передышки не дают, сразу начинается третий экзамен: проверка умственных способностей, творческой активности, художественного мастерства и общеобразовательного уровня. Шестилетки рассаживаются на стульях и отвечают на вопросы стоящих перед ними экзаменующих устройств.
В первом тесте на умственное развитие необходимо набрать не менее 120 очков. На предварительной проверке в Школе развития интеллекта Такэру набрал 139. Так что, в общем, можно не волноваться.
Последний этап! В течение часа нужно правильно ответить более чем на 90 из 100 вопросов. Такэру говорил, что в этом виде испытаний он чувствует себя уверенно. Прошу тебя, сынок, выдержи, пожалуйста!
Такэру с решительным видом приступил к работе. Однако минут через сорок он стал заметно сдавать. Проклятье! Видно, рана даёт себя знать. Упал головой на стол. Не двигается... Экран моего монитора погас, и тут же раздался звонок, возвестивший окончание экзаменов.
- Прошёл! - кричал сидевший рядом со мной мужчина. Объявили число победителей: 1493. У меня не было сил подняться и уйти. Отныне мы с женой обречены на бездетное существование: родители не выдержавших испытания не имеют права заводить второго ребёнка.
Как в тумане, донеслись до меня слова приветствия:
- Поздравляем победителей - успешно сдавших экзамены для шестилетних, а также их отцов и старших братьев. ВЫ завоевали право на жизнь. С сегодняшнего дня ваши имена будут официально внесены в Книгу регистрации населения. наша планета страдает от перенаселённости, нехватки продовольствия. Мы не можем кормить лишних людей. остаются жить только подобные вам - умственно и физически совершенные индивиды, которым предстоит строить будущее Земли. Перевод Г. Дуткиной