читать дальшеВ индуистской мифологии прародитель и царь птиц, сын прародителя всего живого, божественного мудреца Кашьяпы (иногда идентифицировался с творцами мира Пражапати и Брахмой) и Винаты, внучки Брахмы.
Гаруда изображался в виде исполинской птицы (орла или коршуна) с человеческим лицом, но клювом вместо носа (иногда в виде человека с орлиной головой, с золотыми крыльями и когтистыми лапами). Изображали Гаруду и как существо с крыльями орла, а туловищем и ногами человека. При этом у него были золотой торс, красные крылья и белое лицо. Блеск оперенья Гаруды, олицетворявшего солнечную природу, был так силён, что затмевал даже солнце. Когда он родился, то и люди, и боги приняли его за бога огня Агни. Гаруду также воспринимали и как бога бури. Ветер, поднимаемый крыльями Гаруды, был настолько силён, что мог остановить вращение трёх миров.
Гаруда обладал также способностью увеличивать свою силу настолько, насколько это ему было нужно. В "Махабхарате", древнейшем эпосе индусов, говорилось, что Гаруда был поставлен в положение Индры среди пернатых (Индра - глава богов в древнеиндийском пантеоне).
В мифологиях других народов есть мифосущества, которые можно рассматривать как аналог Гаруде. У шумеров - это Анзуд, гигантский львиноголовый орёл, посланник богов. У славян - Жар-птица, символ грозы и бури. Как и Анзуд, Гаруда стремился к верховной власти, для чего похитил у богов напиток бессмертия - амриту.
По другой версии Гаруда похитил амриту, чтобы выкупить из рабства свою мать Винату у её сестры Кадры, матери нагов. В бою за амриту он противостоял строю богов во главе с Вишну и Агни и, победив их и стражей амриты - драконов, добыл священный напиток.
"Махабхарата" так описывает эту битву: "И, подняв ветром от своих крыльев огромное количество пыли и затмив свет трёх миров, Гаруда окутал ею богов... Окутанные пылью защитники амриты не могли видеть его. Так Гаруда привёл в смятенье третье небо и ударами своих крыльев и клюва терзал богов". Боги, которые не могли допустить, чтобы наги, отведав амриты, стали бы бессмертными, снова вступили, уже более успешно, в бой с Гарудой. Вместо амриты в некоторых вариантах фигурирует Луна, которую Гаруда был вынужден вернуть лишь после вмешательства богов.
И амриту он вернул не только из-за того, что богги, наконец, взяли над ним верх, но и после того, как заключил союз с Вишну, одним из главных богов Индии. Вишну простил Гаруду, даровал ему бессметрие и сделал своей ездовой птицей. При этом, как гласит один из мифов, было подтверждено равенство Гаруды с великим богом. На колеснице Вишну был укреплён флажок с эмблемой, изображавшей Гаруду. В некоторых мифах вообще утверждалось, что Гаруда по возрасту старше Вишну.
Гаруда снискал особое почитане индусов. Его называли Супарной, что означает "Прекраснопёрый". Интересно и то, что уже с IV - V вв его изображения появляются на индийских монетах. Обязательным было изображение Гаруды в храмах Вишну. Такое почитане объясняется также ярко выраженным змееборчеством Гаруды. Наги (змееподобные демоны) и змеи - его постоянные враги, а само имя его означает "пожиратель". Как безжалостный истребитель змей, Гаруда обладал магической силой противодйствия ядам. Поэтому пострадавшие от змеиных укусов припадают в храмах с молитвами к изображениям Гаруды.
Божественная птица Гаруда является также популярным персонажем в эпосах ряда стран Юго-Восточной и Центральной Азии.
Среди её разнообразных имён отметим ещё два - Вайнатея и Гарутман. Последнее имя значило "Вождь птиц".
"100 чудовищ древнего мира"
Юрий Беляев
Юрий Беляев