"Искусство кино" №7 за 1962г


"Прежде всего поражает лицо мальчишки - чёрное, обтянутое. Нервно подергиваются губы, запавшие глаза смотрят зло и тоскливо. В голосе властные, жёсткие ноты: "Будете отвечать!" - и какое-то обострённое, неприятное сознание собственной ценности. "Я - Бондарев",- говорится так, будто каждый, услышав, должен стать смирно и отдать честь. Лицо совсем не детское, лицо взрослого человека, много страдавшего и выстрадавшего для себя какое-то уверенное знание жизни.

За последнее время мы видели много мальчиков и девочек на экране. Это были и маленькие старички сплетники, и маленькие женщины, ревнующие отцов и матерей, и дети очаровательные, смешные, прелестные. В картинах о войне тоже появлялись дети. Обычно они приносили в аккуратных котомочках хлеб-соль партизанам, чуть грустно улыбались и уходили, заработав похвалу взрослых и незаметно стёртую слезу. Наше зрительское внимание давно привыкло к этому трогательному кинематографическому "военному" мальчонке. Сначала, в гражданскую, он прятал раненого комиссара на чердаке и мечтал стать будёновцем. Потом, в Отечественную, сиротой, он стал шустрым связным партизанского отряда или воспитанником, "сыном полка" в ладной гимнастёрочке и сапожках.

Такого, как задержанный мальчишка Бондарев,- чёрного, дрожащего, исполосованного, лязгающего зубами и вызывающего все чувства, кроме жалости и умиления,- мы не видели. Таких, каким играет его московский школьник Коля Бурляев, на экране не было.

читать дальше

"Иваново детство" выложила здесь
Рассказ Богомолова "Иван" можно прочесть здесь