Мотоори Норинага "Драгоценный гребень Гэндзи-моногатари":
"Как решается в моногатари вопрос о том, что хорошо, а что плохо в делах и помыслах людей? Если человек способен ощущать очарование вещей, способен чувствовать, способен откликаться на чувства других людей, значит, он хороший человек. Если не способен ощущать очарование вещей, чувствовать и откликаться на чувства других людей, значит, плохой.
Цель моногатари - передать очарование вещей. Этим они отличаются от конфуцианских и буддийских книг.
В мире человеческих чувств есть хорошее и плохое, правильное и неправильное, и, хотя мы знаем, что нужно следовать правильному пути, бывает, что чувство ведёт нас за собой и мы не в силах противится ему.
Возьмём Гэндзи. Повинуясь влечению сердца, он вступает в связь то с Уцусэми, то с Обородзуки, то с Фудзицубо и другими женщинами. Его поведение безнравственно, порочно не только с конфуцианско-буддийской точки зрения, но и с общечеловеческой. Гэндзи не назовёшь добродетельным человеком, и всё же в повести и речи нет о том, что его поведение безнравственно. Моногатари преследуют одну цель - выявить глубоко заложенное в человеческих отношениях очарование вещей...
Повествуя о мирских делах, моногатари не поучают добру и злу, а подводят к добру, выявляя очарование вещей. Поступки Гэндзи подобны цветам лотоса, вырастающим на болотной грязи. Никто не замечает, что вода грязная, всё внимание сосредоточенно на цветке - на очаровании вещей, на глубине человеческих чувств, и это делает героя в основе своей хорошим человеком."