"Посредником между разумом и руками должно быть сердце"
Отличный фильм. Два часа, что я его смотрела, пролетели совсем незаметно и желание увидеть "Метрополис" снова, не пропало.
Kovintar, я полностью соглашусь с рецензией
Евгения НефёдоваЕвгения Нефёдова:
Гигантские расходы (порядка 1,3 млн., а по данным рекламы – до 5-7 млн. рейхсмарок!), потребовавшиеся на постройку декораций полностью автоматизированного Метрополиса, великого города будущего, не были компенсированы, поставив крупнейшую немецкую студию UFA на грань банкротства и сильно ударив по всей отрасли, наконец-то сдавшей позиции Голливуду. Но тридцатишестилетний Фриц Ланг может быть даже горд, поскольку невольно повторил участь американца Гриффита («Нетерпимость» /1916/), поначалу также обвинённого в пустой растрате средств. «Метрополис» оказался одним из принципиальных произведений первой половины XX столетия, и не только кинематографа, заложив основы целого жанра, превосходно отразившего сущность всего столетия, – антиутопии, и без влияния ленты немыслимы ни «Дивный новый мир» Хаксли, ни «1984» Оруэлла. Правда, сам Ланг не слишком любил этот фильм, созданный по роману и сценарию своей жены Теа фон Харбоу, помня, на какой творческий компромисс пришлось пойти, согласившись сделать счастливый финал, символизирующий примирение труда и капитала – Рук и Головы, когда магнат поддаётся на уговоры сына и отказывается от противостояния рабочим. Но если в дилогии о докторе Мабузе и в триллере «М» /1931/ режиссёр предрёк приход к власти нацизма, то «Метрополис» – фильм такой, какой есть, – оказался пророческим в отношении ещё более отдалённого грядущего. По крайней мере к исходу XX века стала возобладать тенденция т.н. социальной инженерии, подразумевающая эволюционный, а не революционный путь развития, смягчение классовых противоречий, не столь чёткое разделение общества по вертикали, что доведёно в фильме до символического противопоставления небоскрёбов и бараков.
С избытком в «Метрополисе» и иных художественных откровений. Футуристический антураж, отчасти созданный под впечатлением от американских метрополий… Безумный учёный, аккумулировавший черты не Пигмалиона или даже доктора Франкенштейна, а во многом – Калигари и Мабузе, и его творение-робот, принимающее, в отличие от Существа у Мэри Шелли, облик прекрасной женщины… Жестокий и вероломный правитель, находящийся на вершине и ненавидящий обитающих внизу, отваживающийся на подлость… Страстный пафос, направленный против не только луддизма, но и стихийного начала как такового – стремления к разрушению, как бы заложенного уже в природе человека… Наконец, потрясает метафора – приношение в жертву людей, дабы умилостивить ненасытное божество, Молоха. К разряду исторических курьёзов можно отнести тот факт, что Хайнрих Георг, сыгравший лидера рабочих Грота, впоследствии, как и выдающийся Эмиль Яннингс, попал в число самых заметных актёров при Гитлере, появившись, в частности, в пропагандистском «Еврее Зюссе» /1934/, в то время как Ланг останется убеждённым антифашистом. В целом же «Метрополис» и поныне воспринимается свежо и злободневно, гораздо более современен по духу, нежели многие антиутопии (включая анимационный «римейк», в общем неплохой), появляющиеся спустя многие годы и десятилетия. От себя добавить особо нечего. Фильм стоил этих денег. Потрясающая операторская работа, великолепные декорации, хорошие костюмы.
Кстати, идея разделения города на два "уровня": подземный - для рабочих и надземный - для господ вызвала чёткие ассоциации с Азимовым. Было вдвойне интересно смотреть. Здесь робот разрушает, у Азимова - спасает.К сожалению четверть фильма утеряна и то, что можно увидеть сейчас восстановлено по неполным негативам. Восприятию, впрочем, это не мешает. Половину фильма занимает "Пролог", затем идёт небольшая "Интермедия" и "Фуриозо". Больше всего потерь в "Прологе".
Фильм выложен
здесь