АнзудВ ассиро -вавилонской мифологии гигантская божественная птица - львиноголовый орёл (в более поздних вариантах Анзуд выглядит просто, как огромный орёл). Его можно рассматривать как аналог индуистскому прародителю и царю птиц Гаруде и славянской Жар-птице, символу грозы и бури. Анзуд выступал как посредник богов, воплощая в себе одновременно добро и зло. Желая статьмогущественнее богов, Анзуд выкрал священные таблицы судеб, определявшие движение мира и мировых событий. За это преступление он был убит богом войны Нинуртой (Нингирсу), поронзившим Анзуда тремя стрелами. Это - старовавилонский вариант мифа. По другой версии Анзуд был только ранен стрелой Нинурты, но, отыскав в священных таблицах рецепт для излечения ран, излечился. В более поздних мифах Анзуд выступает уже как эиблема и символическая птица бога Нингирсу. А впоследствии становится символом царской власти. Изображение Анзуда в виде орла встречается у персов и хеттов.
Анзуда часто отождествляли с древнейшим шумерским драконом Зу, также похитившим книгу судеб. К людям Анзуд относился враждебно, хотя известны случаи, когда он оказывал им помощь. В шумерском мифе "Сказание о Лугальбанде" Анзуд помогает сыну урукского царя, который накормил голодного птенца Анзуда.
Изображения Анзуда известны по скульптурам и рельефам. Одно из саых известных - "Анзуд терзающий львов" на плите из Лагата (III тыс. до н.э.)
"100 чудовищ древнего мира"
Юрий Беляев
Ещё кое-что На памятниках изобразительного искусства (главным образом глиптике) часто изображён в геральдической композиции — когтящим двух оленей (или других животных). В надписях упоминается начиная с XXVI в. до н. э. (тексты из Фары, теофорные имена). В мифах А. обычно выступает как посредник между земной и небесной сферами, соответственно — между богами и людьми, причём подчёркнуто выражена амбивалентность его сущности: он одновременно воплощает и доброе, и злое начала. В шумерском мифе о Лугальбанде А. помогает ему выбраться из недоступных гор. В мифе «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» Гильгамеш изгоняет с дерева хулуппу А., живущего в его ветвях, и убивает змею, поселившуюся в корнях дерева (А. и змея противопоставлены здесь по линии «верх—низ», но оба воплощают злое начало); в обоих мифах прослеживается связь с мировым деревом. Аккадский миф об Анзу (в старовавилонской версии, а также в новоассирийской) начинается с прославления шумерского бога Нинурты — победителя Анзу. Когда бог Энлиль снял, умываясь, свои инсигнии, А. украл их (вместе с таблицами судеб, ср. ме), чтобы стать могущественнее всех богов, и улетел в горы. Из-за этого нарушились все божественные законы (мотив, известный по мифу о боге чумы и войны Эрре). Богиня-мать Дингирмах отправляет против Анзу бога войны Нинурту (вариант — Нингирсу) и даёт ему в дорогу семь ветров. Бог настигает Анзу и посылает вдогонку птице стрелу. Но, обладая таблицами судеб, Анзу в состоянии заклинаниями излечить рану. Бог одолевает птицу только после третьей (второй?) попытки.