Проблемы школьного образования в Японии

И.С.Тихоцкая
1999 год


В мире достаточно прочно укоренилось представление о высоком уровне образования в Японии. Действительно, это страна поголовной грамотности населения, одна из самых читающих наций в мире - японцы читают повсюду: в переполненных электричках, метро, стоя у прилавков книжных магазинов. Японские школьники демонстрируют превосходные результаты на сравнительных тестах детей из разных стран. 95% продолжают обучение после завершения курса обязательного образования (т.е. получают полное среднее образование), а около 1/2 всех обучающихся в средней школе имеют намерение поступать в ВУЗ.

Джон Воронофф в своей книге "Социальный кризис в Японии" подчёркивает, что ни один из социальных институтов этой страны не получал столь восторженных отзывов, как система образования. Весьма показательна в этом отношении оценка учёного и дипломата Эдвина О. Рейшауэра: новая образовательная система Японии привела к высокому уровню грамотности, а превосходные образовательные стандарты позволили ей ответить на вызов более развитого в XIX веке в технологическом отношении Запада и достичь мирового первенства во многих сферах; действительно, нет ничего более важного в японском обществе или более существенного для успеха Японии, чем её образовательная система. (Reischauer Edwin O. "The Japanese Today (Change and Continuty). L., 1988, с. 186)

читать дальше