"Это секрет!"
К.М.Юргенсон (корреспондент «Фигаро» в Японии): «Когда я вижу, как мои японские друзья воспитывают своих детей, я всегда думаю, что они очень мягкие по отношению к ним… Я часто слышу, как японские матери говорят, что перед тем как их дети повзрослеют и будут выпущены в этот безжалостный мир, они хотят позволить им делать то, что им хочется как можно дольше. Я считаю это справедливым… Но что я нахожу непонятным – как японские дети, эгоистичные по своей натуре, в возрасте четырёх, пяти или шести лет вдруг меняются, когда начинают учиться в школе? Если бы ребёнок получил такое воспитание во Франции, он, вероятно, оказался бы выдающимся человеком. Однако в Японии – это норма. Для меня это признак культурного различия».
читать дальшеЭто высказывание свидетельствует об эффективности воспитания в японской семье. По сравнению с европейскими родителями, японские более старательны и упорны в воспитании, и, что наиболее отличительно, намного спокойнее. Как пишет другой француз, проработавший 30 лет корреспондентом в газете «Монд», «японцы действительно более внимательны к своим детям. Они готовы потратить более 10 минут на разъяснение маленькому ребёнку интересующих его вопросов. Даже учитывая разницу в использовании времени и в интенсивности занятости родителей во Франции и Японии, следует признать, что японские родители тратят на объяснение гораздо больше времени. В Японии родители и малыши тесно связаны друг с другом наподобие двух частей единого целого».
Семейное воспитание (точнее его отсутствие) имеет ключевое значение в появлении таких проблем, как преступность среди несовершеннолетних, насилие в школах, суицид. В Японии дети традиционно считались дарами богов. Способность понимать детей имеет огромное значение для родителей. Японские родители и учителя умеют отличать ошибки, требующие немедленного исправления, от тех, которые дети с возрастом могут исправить сами. Из поколения в поколение японцы передают основную заповедь воспитания – оставаться бесстрастными и воспитывать детей, выделяя и развивая положительные черты характера.
В Японии существует «Ассоциация родителей», которая напоминая об основных заповедях конфуцианской морали и буддизма, призывает любить друг друга, сохранять взаимное уважение, которое лежит в основе мира и гармонии. Философия семейной жизни в Японии основывается на конфуцианской морали, уважении старшего по возрасту и опыту.
Дом должен стать местом расслабления и восстановления духовных сил, местом почитания богов и Будды, что является неотъемлемой составляющей духовной основы японцев. Подобный стиль жизни способствует духовному благополучию, чувству самодостаточности и стремлению к дальнейшему совершенствованию.
Приоритеты воспитания японского характера
15 черт характера с точки зрения их важности в процессе воспитания были изучены исследовательской сетью политической культуры Евразии (EPCReN) в Японии, Дании и Корее.
Хорошим манерам и ответственности уделяют большое внимание по всему миру (около 95% опрошенных сочли эти качества «скорее важными» и «очень важными»).
Толерантность, уважение и решимость также имеют большую поддержку.
Независимость считается важным критерием, однако датчане посчитали, что у современной молодёжи независимости больше чем достаточно, поэтому определили её как менее значимую, по сравнению с представителями других стран-участников голосования.
Усидчивость – ещё одно всеми признанное важное качество, однако менее важное для японцев, считающих его неотъемлемой составляющей обыденной жизни.
Способность к творчеству – рассматривается как важное качество. Крайне ценится в Корее, где предполагаемое отсутствие творческого подхода считается социальной проблемой.
Самостоятельность считается важным качеством в Дании и Японии, но не столь важным в Корее, где оно рассматривается как признак эгоизма.
Сдержанность считается наиболее важным качеством в Корее, а наименее важным в Дании, и такой же показатель у честолюбия.
Ещё четыре черты расценивались как «не очень важные», хотя есть варианты.
Бережливость считается важной чертой в Корее, менее значимой в Японии и не очень важной в Дании. Это колебание может быть связано с уровнем и образом жизни трёх сравниваемых стран.
Бескорыстие воспринимается как важное качество в Японии, в меньшей степени – в Дании и как относительно неважное - в Корее.
Послушание не считается очень важным. Однако удивительным остаётся тот факт, что по сравнению с Японией и Кореей Дания заняла лидирующее место по количеству голосов в защиту этого качества. Судя по тому, что мы знаем из литературы и из личных наблюдений, такая реакция, вероятно, в основном отражает идеалы, а не реальность.
Последний пункт, вынесенный на рассмотрение,- религиозность. Во всех трёх странах этот критерий человеческой личности считается не очень важным. В Дании 36% опрошенных помещает его на уровень «совсем не важно». Для Японии и Кореи этот показатель равен 20%.
Для современных японцев наиболее приоритетным является воспитание человека самостоятельного, что обуславливает в этой связи не столько снижение послушания, а даже его отсутствие. Это качество, свойственное западным молодым людям – и учащимся, и уже служащим, новое для японской личности, занимает сегодня лидирующую позицию в рейтинге опросов. Оно свидетельствует о смене приоритетов не только в семейной, но и в профессиональной этике, т.е. в системе менеджмента и кадровой политике фирм и предприятий в Японии в противовес принципу деловых отношений «восточно-азиатской семьи», когда требуется подчинение младшего старшему, и место работы является семьёй для служащего, когда востребовано послушание. Наверное, поэтому же и религиозность в первом десятилетии XXI века не является существенным качеством для современного японца.
Однако не стоит забывать, что для японцев по-прежнему важно традиционное воспитание, по-прежнему родители стремятся привить своим детям бескорыстие, усердие в учёбе и работе, этику и эстетику бытового и общественного поведения, ответственность перед семьёй и фирмой.
Японские дети учатся действительно усердно, они посещают подготовительные классы, репетиторов и т.п. Маленькие японцы возвращаются домой из подготовительной школы около 11 часов вечера. Дети подобны спортсменам, а матери – их наставникам, поддерживающим своих подопечных во всём.
Государственные и коммерческие инициативы в программах демографии и воспитания
В последнее время в Японии сильно обеспокоены двумя взаимосвязанными явлениями – стремительным падением рождаемости и старением населения. По данным Национального института по изучению демографии и социальной безопасности, население старше 65 лет увеличится до 35,7% в 2050г., а в возрасте до 14 до 65 лет – снизится до 10,8%.
Учитывая серьёзные проблемы, к которым могут привести тенденции такого рода, государством был выдвинут ряд предложений по улучшению ситуации. В Японии начали с принятия социальной программы «XXI век – эпоха семьи» и ряда программ, которые могли бы способствовать повышению интеграции японского молодого поколения и японской женщины в общественную жизнь страны.
Численность работающих женщин в Японии неуклонно растёт. Существующих программ социальной поддержки женщин, стремящихся совмещать работу и воспитание детей, всё ещё недостаточно. Для большинства из них уровень зарплаты является более важным фактором, чем количество свободного времени, которое они могли бы уделить воспитанию детей, и это неизбежно ведёт к снижению рождаемости.
Осознавая необходимость введения новых программ по поддержке работающих матерей, в 2004 г правительство издало так называемый «Закон о социальном обеспечении трудящихся, ведущих уход за детьми». В соответствии с ним, круг работников, которые вправе брать декретный отпуск, теперь включает в себя временных работников, проработавших у одного нанимателя более одного года. Закон гарантирует им возможность вернуться на работу после окончания декретного отпуска, а также продлевает его срок до 18 месяцев.
Частный сектор также выступает с инициативой по улучшению условий для работающих родителей. Одним из лидеров в этой области является гигант по производству косметики – компания «Сисэйдо». На протяжении многих лет компания принимает меры, направленные на то, чтобы помочь своим сотрудникам совмещать работу и родительские обязанности. Компания «Сисэйдо» в 1988 г. первой в Японии вводит гибкий график работы для своих сотрудников. Кроме того, она продлевает декретный отпуск до 3 лет, что значительно больше предписанного законодательством. «Сисэйдо» также предоставляет своим работникам, пребывающим в декретном отпуске, возможность интерактивного дистанционного обучения в таких областях, как компьютеры и иностранные языки.
читать дальшеЭто высказывание свидетельствует об эффективности воспитания в японской семье. По сравнению с европейскими родителями, японские более старательны и упорны в воспитании, и, что наиболее отличительно, намного спокойнее. Как пишет другой француз, проработавший 30 лет корреспондентом в газете «Монд», «японцы действительно более внимательны к своим детям. Они готовы потратить более 10 минут на разъяснение маленькому ребёнку интересующих его вопросов. Даже учитывая разницу в использовании времени и в интенсивности занятости родителей во Франции и Японии, следует признать, что японские родители тратят на объяснение гораздо больше времени. В Японии родители и малыши тесно связаны друг с другом наподобие двух частей единого целого».
Семейное воспитание (точнее его отсутствие) имеет ключевое значение в появлении таких проблем, как преступность среди несовершеннолетних, насилие в школах, суицид. В Японии дети традиционно считались дарами богов. Способность понимать детей имеет огромное значение для родителей. Японские родители и учителя умеют отличать ошибки, требующие немедленного исправления, от тех, которые дети с возрастом могут исправить сами. Из поколения в поколение японцы передают основную заповедь воспитания – оставаться бесстрастными и воспитывать детей, выделяя и развивая положительные черты характера.
В Японии существует «Ассоциация родителей», которая напоминая об основных заповедях конфуцианской морали и буддизма, призывает любить друг друга, сохранять взаимное уважение, которое лежит в основе мира и гармонии. Философия семейной жизни в Японии основывается на конфуцианской морали, уважении старшего по возрасту и опыту.
Дом должен стать местом расслабления и восстановления духовных сил, местом почитания богов и Будды, что является неотъемлемой составляющей духовной основы японцев. Подобный стиль жизни способствует духовному благополучию, чувству самодостаточности и стремлению к дальнейшему совершенствованию.
Приоритеты воспитания японского характера
15 черт характера с точки зрения их важности в процессе воспитания были изучены исследовательской сетью политической культуры Евразии (EPCReN) в Японии, Дании и Корее.
Хорошим манерам и ответственности уделяют большое внимание по всему миру (около 95% опрошенных сочли эти качества «скорее важными» и «очень важными»).
Толерантность, уважение и решимость также имеют большую поддержку.
Независимость считается важным критерием, однако датчане посчитали, что у современной молодёжи независимости больше чем достаточно, поэтому определили её как менее значимую, по сравнению с представителями других стран-участников голосования.
Усидчивость – ещё одно всеми признанное важное качество, однако менее важное для японцев, считающих его неотъемлемой составляющей обыденной жизни.
Способность к творчеству – рассматривается как важное качество. Крайне ценится в Корее, где предполагаемое отсутствие творческого подхода считается социальной проблемой.
Самостоятельность считается важным качеством в Дании и Японии, но не столь важным в Корее, где оно рассматривается как признак эгоизма.
Сдержанность считается наиболее важным качеством в Корее, а наименее важным в Дании, и такой же показатель у честолюбия.
Ещё четыре черты расценивались как «не очень важные», хотя есть варианты.
Бережливость считается важной чертой в Корее, менее значимой в Японии и не очень важной в Дании. Это колебание может быть связано с уровнем и образом жизни трёх сравниваемых стран.
Бескорыстие воспринимается как важное качество в Японии, в меньшей степени – в Дании и как относительно неважное - в Корее.
Послушание не считается очень важным. Однако удивительным остаётся тот факт, что по сравнению с Японией и Кореей Дания заняла лидирующее место по количеству голосов в защиту этого качества. Судя по тому, что мы знаем из литературы и из личных наблюдений, такая реакция, вероятно, в основном отражает идеалы, а не реальность.
Последний пункт, вынесенный на рассмотрение,- религиозность. Во всех трёх странах этот критерий человеческой личности считается не очень важным. В Дании 36% опрошенных помещает его на уровень «совсем не важно». Для Японии и Кореи этот показатель равен 20%.
Для современных японцев наиболее приоритетным является воспитание человека самостоятельного, что обуславливает в этой связи не столько снижение послушания, а даже его отсутствие. Это качество, свойственное западным молодым людям – и учащимся, и уже служащим, новое для японской личности, занимает сегодня лидирующую позицию в рейтинге опросов. Оно свидетельствует о смене приоритетов не только в семейной, но и в профессиональной этике, т.е. в системе менеджмента и кадровой политике фирм и предприятий в Японии в противовес принципу деловых отношений «восточно-азиатской семьи», когда требуется подчинение младшего старшему, и место работы является семьёй для служащего, когда востребовано послушание. Наверное, поэтому же и религиозность в первом десятилетии XXI века не является существенным качеством для современного японца.
Однако не стоит забывать, что для японцев по-прежнему важно традиционное воспитание, по-прежнему родители стремятся привить своим детям бескорыстие, усердие в учёбе и работе, этику и эстетику бытового и общественного поведения, ответственность перед семьёй и фирмой.
Японские дети учатся действительно усердно, они посещают подготовительные классы, репетиторов и т.п. Маленькие японцы возвращаются домой из подготовительной школы около 11 часов вечера. Дети подобны спортсменам, а матери – их наставникам, поддерживающим своих подопечных во всём.
Государственные и коммерческие инициативы в программах демографии и воспитания
В последнее время в Японии сильно обеспокоены двумя взаимосвязанными явлениями – стремительным падением рождаемости и старением населения. По данным Национального института по изучению демографии и социальной безопасности, население старше 65 лет увеличится до 35,7% в 2050г., а в возрасте до 14 до 65 лет – снизится до 10,8%.
Учитывая серьёзные проблемы, к которым могут привести тенденции такого рода, государством был выдвинут ряд предложений по улучшению ситуации. В Японии начали с принятия социальной программы «XXI век – эпоха семьи» и ряда программ, которые могли бы способствовать повышению интеграции японского молодого поколения и японской женщины в общественную жизнь страны.
Численность работающих женщин в Японии неуклонно растёт. Существующих программ социальной поддержки женщин, стремящихся совмещать работу и воспитание детей, всё ещё недостаточно. Для большинства из них уровень зарплаты является более важным фактором, чем количество свободного времени, которое они могли бы уделить воспитанию детей, и это неизбежно ведёт к снижению рождаемости.
Осознавая необходимость введения новых программ по поддержке работающих матерей, в 2004 г правительство издало так называемый «Закон о социальном обеспечении трудящихся, ведущих уход за детьми». В соответствии с ним, круг работников, которые вправе брать декретный отпуск, теперь включает в себя временных работников, проработавших у одного нанимателя более одного года. Закон гарантирует им возможность вернуться на работу после окончания декретного отпуска, а также продлевает его срок до 18 месяцев.
Частный сектор также выступает с инициативой по улучшению условий для работающих родителей. Одним из лидеров в этой области является гигант по производству косметики – компания «Сисэйдо». На протяжении многих лет компания принимает меры, направленные на то, чтобы помочь своим сотрудникам совмещать работу и родительские обязанности. Компания «Сисэйдо» в 1988 г. первой в Японии вводит гибкий график работы для своих сотрудников. Кроме того, она продлевает декретный отпуск до 3 лет, что значительно больше предписанного законодательством. «Сисэйдо» также предоставляет своим работникам, пребывающим в декретном отпуске, возможность интерактивного дистанционного обучения в таких областях, как компьютеры и иностранные языки.
По материалам О.Степановой
@темы: Япония и иже с ней, статья